Расследование крушения "Боинга-777": стало известно, кто и как завез "Бук" на Донбасс

24 февраля 2016, 09:29
Bellingcat опубликовал свой очередной доклад

"Бук" на Донбасс завезли бойцы второго дивизиона 53-й зенитно-ракетной бригады из Курска. Фото: censor.net.ua

"Бук", из которого сбили самолет MH-17, доставили к украинской границе бойцы второго дивизиона 53-й зенитно-ракетной бригады из Курска. Об этом сообщается в новом докладе международной экспертно-журналистской группы Bellingcat.

Авторы документа установили, что с 23 по 25 июня 2014 года несколько зенитно-ракетных комплексов "Бук-М1" российской 53-й зенитно-ракетной бригады были перевезены на российско-украинскую границу. Путь от базы в Курске до границы с Украиной проследили на Storymap, где также есть видео и фотографии, на которых запечатлена техника в колонне, в том числе и "Бук 3х2".

Реклама

"Прямые свидетельства того, управляли ли этим "Буком" в Украине российские военные или сепаратисты, отсутствуют. Однако с учетом сложности комплекса "Бук-М1", наиболее вероятно, что российские военные не просто передали огневую установку "Бук" командирам сепаратистов, но и отправили с ней экипаж. Если, что вероятнее всего, "Бук 3х2" имел российский экипаж, то он наверняка состоял из военнослужащих 53-й зенитно-ракетной бригады, находившейся летом 2014 года у границы с Украиной. Команда Bellingcat неоднократно публиковала отчеты, свидетельствующие о том, что установка "Бук-М1", сбившая, по всей вероятности, MH17 — это российский "Бук 3х2". На шести доступных фотографиях и видео огневой установки "Бук-М1", снятых в Донецке, Зугрэсе, Торезе, Снежном и Луганске в день уничтожения "Боинга" и на следующий день, наблюдается совпадение множества характерных особенностей этого "Бука" с особенностями "Бука 3х2", – сообщают в группе.

Как пишут авторы доклада, многие совпадения видны, например, при сравнении изображения "Бука 3х2" (снятого в России в июне 2014 года) и "Бука", снятого в Донецке на востоке Украины в день трагедии:

У "Бука 3х2" и "Бука", снятого на востоке Украины 17 и 18 июля, совпадают и другие отличительные черты, таким образом указывая на то, что это определенно был российский "Бук", а именно "3х2". К их числу относятся:

Реклама

- Отметка "Н-2200" на левом борту (т. н. "индекс негабаритности" — железнодорожное обозначение негабаритного груза, очень часто встречающаяся на российской технике, крайне редко — на украинских танках, и никогда — на украинских "Буках");

- Знак центра тяжести рядом с "Н-2200", выглядящий как обведенный окружностью крест (используется при погрузке на железнодорожную платформу);

- Условный номер машины, состоящий, по-видимому, из цифры "3", затертой или закрашенной второй цифры и ясно различимой цифры "2";

Реклама

- Хорошо различимые отметины на корпусе и боковом пылевом щитке гусеницы; – Картина повреждений бокового щитка гусеницы;

- Характерная белая отметина на правом боковом щитке, которую можно заметить на видео, снятом в Луганске 18 июля, и на видео, снятом 23 июня в городе Алексеевка Белгородской области (сравнение см. здесь). Такая же белая отметка видна и на боковом щитке другой гусеницы под надписью "Н-2200", как видно на представленном выше сравнении.

Представление доклада состоится сегодня, 24 февраля. В нем будет пять разделов, каждом из которых изложен отдельный аспект 53-й бригады и ее деятельности летом 2014 года.

Так, в первом разделе "53-я зенитно-ракетная бригада" описывается роль бригады в российских вооруженных силах и ее структура, в том числе обозначение входящих в бригаду подразделений на условных (бортовых) номерах машин комплексов "Бук-М1".

"Во II разделе "Мобилизация 53-й зенитно-ракетной бригады" представлено подробное описание развертывания бригады летом 2014 года. Изучив состав колонны, перевозившей комплексы "Бук-М1" из Курска к границе 23–25 июня 2014 года, мы установили, что "Бук 3х2" перевозился в составе 2-го дивизиона 53-й бригады. Самоходная огневая установка, обозначенная нами как "Бук 3х2", заменяла установку под номером 222 из состава 2-го дивизиона. Таким образом, офицеры и солдаты, составлявшие экипаж "Бука" под номером 222, наверняка управляли и заменившим его "Буком 3х2". Во втором разделе также описывается другая колонна, транспортировавшая технику 1-го дивизиона через несколько дней после гибели MH17", – сообщается на сайте Bellingcat.

В III разделе "Солдаты 53-ей зенитно-ракетной бригады" описываются солдаты 53-й бригады и предоставляется информация из их записей в социальных сетях. Солдаты 2-го дивизиона разместили в Интернете огромное количество информации, в том числе фотографии и текстовые записи, свидетельствующие об их пребывании у российско-украинской границы в июне и июле 2014 года. В открытой версии отчета будут скрыты личности военных, их имена будут изменены, а лица заретушированы.

Версия отчета уже предоставлена возглавляемой Нидерландами Международной следственной группе.

Кроме того, в IV разделе "Курсанты в 53-ей зенитно-ракетной бригаде" описывается летняя программа подготовки курсантов в месте постоянной дислокации 53-й бригады в Курске. Информация, выложенная в интернет, позволила лучше понять структуру и деятельность бригады, а также исключить связь многих офицеров с гибелью MH17.

В самом важном разделе "Командиры 53-й зенитно-ракетной бригады" изложена подробная информация о структуре командования бригады и дивизиона, которое предоставило вероятное орудие убийства пассажиров MH17 (а подчиненные этому командованию военнослужащие, возможно, привели его в действие). "Мы предоставили информацию о 14 офицерах 2-го дивизиона 53-й бригады (частично скрыв их личности), в том числе о командирах расчетов "Буков", входивших в этот дивизион. Мы подробно рассказали о Сергее Борисовиче Мучкаеве, командире 53-й зенитно-ракетной бригады, а также его вышестоящем командовании, в том числе о начальнике ПВО 20-й гвардейской общевойсковой армии Алексее Золотове и начальнике ПВО Западного военного округа Андрее Коханове. При этом ответственность за убийство пассажиров MH17 из оружия, предоставленного российскими вооруженными силами и, вероятно, управляемого российскими военными, в конечном счете несет Министерство обороны Российской Федерации и Верховный главнокомандующий Вооруженными силами России Владимир Путин", – сообщается в докладе.

Напомним, Самолет "Боинг-777" авиакомпании "Малазийские авиалинии", выполнявший рейс из Амстердама в Куала-Лумпур, потерпел крушение 17 июля 2014 года в небе над Донбассом. На борту находились 283 пассажира и 15 членов экипажа. Все они погибли. Пассажирами рейса были граждане, как минимум, 10 стран – Нидерландов, Малайзии, Австралии, Индонезии, Великобритании, Германии, Бельгии, Филиппин, Канады и Новой Зеландии.

13 октября прошлого года Совет по безопасности Нидерландов опубликовал доклад по крушению "Боинга". В нем, в частности, говорилось, что лайнер был сбит ракетой зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) "Бук". Согласно данным доклада, ракета поразила кабину пилота с левой стороны, а стрельба велась из района населенного пункта Снежное.

А эксперты опубликовали итоги расследования, в котором отмечается, что "Бук", из которого сбили "Боинг-777" под Донецком, был завезен в Украину из России.