Ретроавтомобили: в раритетах уже числятся советские "Победы", "Волги" и "Москвичи" 50-х гг.

31 октября 2007, 08:00
27-28 октября, когда отмечали праздник автомобилиста и дорожника, в Киеве впервые прошло ралли ретроавтомобилей "Киевское золотое кольцо".

Ретроавтоколонна. Перед ралли участники проехали по Киеву, удивив пешеходов. Фото Г.Салая

"Невелика "Победа", но пусть будет", — такими словами Сталин благословил в 1946 г. выпуск первого советского автомобиля, как сказали бы сегодня, бизнес-класса, хотя вождю машина не нравилась и не раз была им отправлена на доработку. Спустя 60 лет такие авто уже считаются антиквариатом. В постсоветских республиках "Побед" сохранилось немало, причем многие в хорошем состоянии, что не удивительно: толщина металла кузова у старых советских машин — 2—2,5 мм (у современных 0,8—1 мм). Поэтому и цена соответствующая: среднего качества экземпляр можно купить за 2—5 тысяч долларов, а то и дороже, если мотор и другое оборудование — родные и отреставрировать. А устроившись потом в просторном салоне "Победы", почувствовать, что попал в машину времени, наполненную воздухом давно ушедшей эпохи, когда люди радовались полетам первых космонавтов, а первое лицо страны стучало в ООН туфлей по трибуне, обещая показать всему миру "кузькину мать".

"ДОГОНЯШКА". Еще один классический ретроавтомобиль бывшего СССР — "Волга", ГАЗ-21. Особо представлять ее не надо, а вот все ли знают, что такое ГАЗ-23? Это так называемая "догоняшка", оригинальная придумка Комитета госбезопасности СССР: под капотом обычной с виду "Волги" стоял не родной, 75-сильный движок, а мотор от "Чайки" мощностью в 220 лошадей. В СССР "догоняшек" было около 700 шт. и использовались они для спеццелей — сопровождения кортежей, выполнения скоростных служебных задач и слежки с возможностью результативной погони. Водители, работавшие на "догоняшках", на пенсию уходили в 40 лет, так как год шел за два, а у тех, чья машина шла впереди кортежа с готовностью протаранить любого — год за три. Автомобили ежедневно проходили обслуживание, но возвращение их в гараж в конце смены без поломок было большой редкостью, ведь трансмиссия не была рассчитана на такой двигатель и режимы эксплуатации. На сегодняшний день в Украине известны две ГАЗ-23, одна в Киеве, другая в Крыму.

Реклама

"КИЕВСКОЕ ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО"

27-28 октября, когда отмечали праздник автомобилиста и дорожника, в Киеве впервые прошло ралли ретроавтомобилей "Киевское золотое кольцо", которое организовали столичные клубы "Автоветеран", "Староход" и "Автодиван". Учитывая почтенный возраст многих машин, стартовали они раздельно, с интервалом в минуту, а основная "фишка" гонок — проехать за определенное время ( около 45 минут), с соблюдением правил дорожного движения по 20-километровому кольцевому маршруту, идущему мимо основных исторических памятников и храмов Киева. Из приехавших на праздник полусотни старинных авто со всей Украины, рискнули только 18 экипажей: 4 "Запорожца", "Москвич", "Татра", "Чайка" (на фото вверху), остальные — "Волги" и "Победы". В основном участвовали киевляне, хорошо знающие город и без карты-легенды, остальные, скорее всего, решили поберечь свои автомобили от возможных поломок на киевских холмистых дорогах. Победил Игорь Шерман (Киев) на автомобиле М-21 "Волга" выпуска 1959 года.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НА "ГАЗОНЕ"

Реклама

Валентин Величко организовал первый в Украине клуб старинных машин "Автоветеран" еще в 1978 году, когда работал в институте кибернетики, был соратником "отца кибернетики" Виктора Глушкова, создавшего первый советский компьютер. Ныне г-н Величко — председатель клуба "Автомузей", в котором около 30 энтузиастов. У самого председателя — несколько ретроавтомобилей: немецкий "Адлер", "москвичи" — 401, 402, 407, а гордость коллекции — легендарная советская полуторка ГАЗ-ММ (на фото), выпуска 1930-х гг. "Газон" не только на ходу, но и все его детали "родные", удалось даже достать резину с рисунком протектора, идентичным тем временам. Сейчас Валентин Григорьевич со товарищи воплощает в жизнь свою давнюю мечту — создать в Киеве частный автомобильный музей.

ВЛАДИМИР АНДРЕЕВ: "МОЙ "ШЕВРОЛЕ" СТАРШЕ МЕНЯ НА ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ"

Реклама


Профиль: Имя:Владимир Андреев
Родился: в 1937 г. в городе Кушка (Туркменистан)

Андреев утверждает, что родился прямо на заднем сидении советской легковушки ГАЗ-М1, "эмка", водителем которой работала его мать. Возможно, это и определило его судьбу. Сейчас Владимир Павлович — киевлянин, всю жизнь трудился шофером-дальнобойщиком, ныне на пенсии. Он — один из первых членов киевского клуба "Автоветеран", владелец единственного в Украине американского автомобиля "шевроле" на деревянных спицах. Несмотря на почтенный возраст машины — она 1922 года выпуска, авто находится в рабочем состоянии и зарегистрировано в ГАИ как самое старое действующее транспортное средство.

— Я недавно побывал в финском Тампере — городе-побратиме Киева, — рассказал он "Сегодня". — У них при населении в 150 тысяч человек — 8 театров, 12 библиотек и музей ретроавтомобилей. В Финляндии вообще очень трепетно относятся к прошлому, во многих городах есть музеи старинных авто. Надеюсь, что скоро такой музей будет и в Киеве, экспонаты для него имеются.

— Сколько лет вашему "шевроле?"

— Он выпущен в 1922 году, выходит, на 15 лет старше, чем я. Год выпуска мы определили по маркировке на комплектующих деталях. Этот "шевроле" много лет проработал как такси, возил пассажиров из Риги в Юрмалу.

— А как попал к вам?

— Я нашел его в 1977 г. на хуторе под Ригой в полуразрушенном состоянии. Пожилой уже хозяин раритета имел девять антикварных машин, но расставаться с ними ни в какую не хотел. Когда он в 1979 г. умер, позвонила его вдова и предложила купить "шевроле". Я притащил автомобиль на буксире, восстанавливал 6 лет по чудом раздобытым ксерокопиям чертежей. Деревянные детали, в частности, колеса, пришлось делать заново, кожаные сидения, тент — тоже. Но железо все родное: руль, рычаги, приборы. Были проблемы с резиной, спасибо, друзья помогли, прислали подходящую из США, где очень развито движение любителей старинных автомашин.

— На каком топливо она работает?

— Чем хуже, тем лучше! Больше всего любит смесь бензина А-76 с керосином. Мощность мотора — 26 лошадиных сил, три передачи вперед, одна назад. Я на ней разгонялся до 90 километров в час. Выезжаю редко, 2—3 раза в год, как говорится, по торжественным случаям.

— Что это за красная стрелка снаружи кабины?

— Указатель поворотов, перед поворотом налево водитель поворачивал стрелку, показывая, куда он собирается ехать.

— Сколько в 20-е годы стоила такая машина?

— Могу сказать точно — 490 долларов, почти вдвое дороже знаменитой "жестянки Лиззи" Форда.

— А за сколько вы бы ее продали?

— Не продается. Для меня это все равно, что родного ребенка продать. Кто хочет такую же — в мире они пока есть, пусть ищут.

ПОБЕДНАЯ "УЛЫБКА"

Кавычки стоят не зря, ведь так назвали в народе решетку радиатора автомобиля "Победа", модернизированного в 1955 г. (на фото). А у "Побед", выпускавшихся с 1946 г., решетку называли "тельняшка" за то, что состояла из восьми параллельных хромированных полос металла. У этой "Победы" — редкая двухцветная окраска, внутри — хром и кожа, даже коврики под ногами — блестящие! Хозяин — Станислав Пасечник просто души в ней не чает, а для более полного сходства с эпохой 50-х носит "председательскую" кепку с красной звездой на околыше.

"ДЕШЕВУХА"

Это авто в 30-х гг. приказал разработать директор концерна "Ситроен" Жан-Луи Бланш после того, как опоздал на совет директоров из-за пробок. В результате появился переднеприводной недорогой 2CV (по-французски звучит как ди-ши-ви, что наши перекрестили в "дешевуху") в форме наполеоновской шляпы, с 1-цилиндровым мотоциклетным двигателем в 2 л. с. Их было выпущено более 12 млн шт. В Киеве таких машин четыре. 2CV для французов — что для нас "горбатый" ЗАЗ-965 — его любят, им умиляются.

"КОБРА"

Машина является копией (у нее другой, менее мощный мотор) знаменитого гоночного авто, созданного в 1962 г. Керролом Шелби, работавшим вместе с Фордом-младшим. Легкую, всего 780 кг, машину, в профиль напоминающую кобру, ее владелец — автомастер Сергей Чернявский, разгонял, по его словам, до 200 км/ч, больше не рискнул. А вот 7-литровый двигатель "кобры"-оригинала мощностью в 410 л. с. позволяет ей достигать 220 миль (350 км) в час. Такую имели многие артисты, в том числе знаменитая ливерпульская четверка "Биттлз". "Кобру" называют автомобилем для повышения уровня адреналина в крови до стадии кипения.

САМОДЕЛКА

Этот автомобильчик существует в единственном экземпляре, ибо сделан на базе "запорожца". Его хозяин, представившийся дядей Борей, с удовольствием позировал перед фотокамерами и охотно позволял детворе залезать внутрь своего творения, "рулить" и трогать все, что нравится.

СМОТРИТЕ: ФОТОРЕПОРТАЖ