Революция на граните: Двадцать лет назад на Майдане появились первые палатки

8 октября 2010, 18:10
В октябре 1990-го в центре Киева студенты венчались и пили теплую воду, а люди несли им варенье

Революция на граните. Фото В. Милосердов

20 лет назад, в октябре 1990 года, несколько десятков студентов вышли на площадь Октябрьской революции (нынешний Майдан) — так началась "революция на граните" — первая в УССР массовая антисоветская акция. Два главных требования студентов были: независимость Украины и переизбрание Верховного Совета. "План акции у меня созрел за полгода — мы заготовили палатки, спальники, а колышки для палаток заранее заказывали на заводе, чтобы они влезли в гранитные плиты, — рассказывает "Сегодня" организатор акции, нунсовец Олесь Доний, который в то время был студентом истфака КНУ им. Шевченко. — Читали медицинскую литературу, как голодать. Накануне акции все провели очищение организма. А уже когда голодали — каждый день ездили в Октябрьскую больницу, сдавали кровь. Шесть больниц отказались, и только одна согласилась. Если бы мы хотя бы сладкий чай пили — а пропаганда убеждала людей, что мы втихаря в палатках ели — то анализ крови это бы сразу показал". В 1989 г. Доний возглавил студенческий союз, где было несколько десятков активистов. Революцию разрабатывали вместе со Львовским студенческим братством.

Реклама

ВОДИЛИ ШКОЛЬНИКОВ. "На Майдан мы вышли 2 октября. Понимали, что нас могут забрать в КПЗ, поэтому разбились на несколько групп. В первый день нас вышло всего пару десятков, милиции было в несколько раз больше. Днем по команде за две минуты разбили палатки. Но нас не забрали, власть была растеряна", — вспоминает Доний. Вскоре к митингующим стали примыкать киевляне. "С каждым днем поддержка была все больше — нам несли теплые вещи, раскладушки, спальники. К концу акции в Киеве бастовали все вузы, ПТУ и даже старшие классы школ (их приводили учителя, как на экскурсию. — Авт.). С 10 дня акции мы выставляли пикеты возле университетов, колонны шли по всему городу, к заводам, к Верховному Совету. Майдан-2004 впоследствии использовал наши методы".

БЕСЕДЫ С КГБ. Анжелика Рудницкая в то время была студенткой журфака КНУ им. Шевченко. "Поначалу я просто помогала ребятам: измеряла температуру, вызывала "скорую" (одного человека забрали в реанимацию)... Парни хотели голодать насухо, но мы заставляли их пить теплую воду — так организму легче переносить холод. А по вечерам я диктовала репортажи в газеты. Затем решила, что и сама буду голодать. Правда, студенты-медики, которые были в лагере, настаивали, чтобы девушки голодали не больше пяти дней. Страха, что нас арестуют, не было. В юности страха нет. У нас все было серьезно: лагерь обнесен металлическими переносными заборчиками, по периметру стояла охрана — студенты заступали в караул по очереди. Кстати, мы начинали утро с литургии, к нам священник приходил. Нам даже подарили маленькие Евангелия, которое я до сих пор вожу с собой в машине. А еще одна пара обвенчалась прямо на Майдане — мы его тогда называли "площадью, свободной от коммунизма": и во время церемонии появилась радуга! Кстати, со мной даже органы беседовали: прямо в университете отвели меня в отдельную аудиторию. Говорили, мол, ты же отличница, не пьешь, не куришь, а ну-ка расскажи нам, что там происходило — там же все наркоманы, алкоголики, все сексом занимались. Было очень противно", — вспоминает Анжелика.

"ЕСЛИ БЫ НЕ РУХ — МЫ БЫ ПОШЛИ ПУТЕМ ЧЕХИИ"

Реклама

Студенты выдвинули пять условий: перевыборы Верховного Совета, национализация имущества КПСС, независимость, отставка премьера Виталия Масола и чтобы украинцы служили только в Украине. 15 октября демонстранты прорвали кордон милиции, окружили ВС, разбили палатки. "Я выступил в парламенте, дал депутатам два часа на размышления — мы хотели выйти в прямой эфир, чтобы страна узнала, что происходит. Пока депутаты думали, мы захватили красный корпус университета. Тогда нам дали час эфира. Мы провозгласили требования и призвали к забастовке. Вскоре пошла информация, что к нам готовы присоединиться фабрики, заводы, и власть капитулировала. 17 октября акция закончилась", — говорит Доний. К этому моменту Украина отказалась от подписания союзного договора с Москвой, Масол подал в отставку, депутаты согласились, чтобы наши ребята служили в Украине, а по перевыборам огласили референдум. "КПУ тогда была в упадке, общество хотело изменений. Если бы были перевыборы, мы бы пошли путем Польши, Чехии. Но этого не хотели руховцы. Спустя год Рада проголосовала за повышение возрастного барьера для депутатов с 21 до 25 лет, чтобы не пустить туда нас. Голосовали и КПУ, и Рух" — говорит Доний.

ЛЮДИ. Киевляне, которые тогда поддержали акцию, сегодня по-разному относятся к этим событиям. "Я считал, что белорусы, Украина, Россия и Молдова должны быть едины, но носил демонстрантам чай, чтобы они не замерзли — жаль их было", — говорит бывший водитель Анатолий Шкуренко. "А я тогда стоял с ребятами на Майдане. Увы, Компартия пошла неверным путем после 1953 года. В юности, помню, секретаря райкома снимали с должности только за то, что он взял взятку двумя курицами, а потом коррупция расцвела. К сожалению, революция на граните ничего не исправила — может, надо было всех партработников поснимать", — говорит пенсионер Виталий Гнатенко. "Я поддерживала и революцию на граните, и Майдан: носила смородину, чай. И поддержу тех, кто будет бороться против этой власти", — говорит медсестра Мария Николаевна.