Российским самолетам запретили летать над Украиной: причины и последствия

25 ноября 2015, 16:56
Эксперты говорят, от запрета Кабмина пострадает только Украина, но решение политическое

Правительство запретило российским компаниям летать через Украину. Фото: архив  

Премьер-министр Арсений Яценюк сегодня на заседании правительства заявил о том, что в ответ на действия России и в связи с обострением внешнеполитической и военной ситуации Кабмин принял решение запретить все транзитные полеты российских авиакомпаний через украинское воздушное пространство. В результате решения правительства украинский бюджет, по оценкам Министерства инфраструктуры, потеряет до 30 млн евро в год.

Российским самолетам придется облетать Украину

Реклама

Решение Кабмина в первую очередь отразиться на бюджете Украины, говорит экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава. Государственное предприятие "Украэрорух" получало за проведение самолетов российских авиакомпаний над территорией Украины около 50 миллионов долларов в год, говорит эксперт. Официально эту цифру  "Украэрорухе" не подтверждают, но отмечают что "$50 млн – завышенная сумма". В то же время министр инфраструктуры Андрей Пивоварский заявил о том, что бюджет от того, что российские самолеты будут облетать Украину, потеряет 25-30 млн евро в год. 

Реклама

Фото из архива

"По России это не ударит особо, это больше ударит по нашим валютным доходам", – говорит Александр Кава.

К слову, всего за два года, по словам эксперта, количество рейсов через воздушное пространство Украины сократилось на 56%, а прибыль "Украэроруха" снизилась с 34 до 1,7 миллионов евро.

Реклама

Яценюк: Мы ожидали, что российская сторона отменит запрещающие санкции

25 сентября президент Петр Порошенко ввел в действие решение СНБО от 2 сентября о вводе персональных и корпоративных санкций. В списки попали и 27 российских авиакомпаний. Им запретили, начиная с 25 октября совершать полеты в Украину. В решении СНБО не прописано четко, но надо понимать, что эти авиакомпании совершали и совершают запрещенные украинскими властями полеты в Крым.

Читайте также: какие потери принес месяц "закрытого неба" с Россией

В ответ Россия запретила украинским компаниям совершать прямые рейсы в Россию. Тогда "Украэрорух" заявил о потери дохода в размере 18,5 млн евро в год. По словам директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, в среднем рынок авиасообщения Украина-Россия оценивается в 100-110 миллионов долларов в год. Примерно треть этой суммы зарабатывали украинские компании (около $35 миллионов). "Удар" для россиян оказался менее болезненным, так как их рынок крупнее.

Ровно спустя месяц после "закрытого неба" с Россией Кабмин принял решение запретить самолетам всех российских авиакомпаний пересекать воздушное пространство Украины. Как говорится в сообщении Кабмина, правительство считает: "Россия могла использовать украинское воздушное пространство для провокаций".

Фото из архива

"Мы ожидали, что российская сторона после соответствующего решения и после проведенных консультаций отменит свои запрещающий акты, в том числе отменит запрет на авиационные перевозки украинскими авиакомпаниями и транзитные пролеты украинским авиакомпаниям территории России", – пояснил премьер.

По словам Александра Кавы, России принимать "зеркальные" санкции не получится  – украинские авиакомпании через РФ не летают. "Раньше МАУ летали в Китай через Россию, но сейчас они изменили свой маршрут", – говорит эксперт. Россия запретила транзитные перелеты для украинских компаний еще в 2014-м году.

Политолог Александр Палий уверен, запрет перелотов российских самолетов, несмотря на экономические потери – правильное решение. "Я думаю, правительство правильно поступило, Россия действительно могла использовать наше воздушное пространство для провокаций – так будет безопаснее", – говорит эксперт.

Отметим, после введения запретов на прямые перелеты Украина-Россия из Киева в Москву можно добраться только воспользовавшись услугами иностранных авиакомпаний. Продолжительноcть полета от 3 часов увеличилась до 4-9.

При этом, как пишет корреспондент издания Financial Times, приводя пример одного из пассажиров в аэропорту "Борисполь", раньше из Санкт-Петербурга до Киева тот летал за 50 долларов, а сейчас стоимость полета с аналогичным направлением, но через Минск, обходится в 200 долларов.