Шаманские корни цирка

20 января 2011, 09:38
Мы узнали, что общего у циркачей и солнцепоклонников, а также о табу артистов и курьезах на арене.

Цирк — синоним веселья и смеха

"Волшебство цирка" — эта фраза настолько избита, что мы не задумываемся о ее буквальном значении. Но историки полагают, что цирковое искусство действительно полностью вышло из шаманских обрядов. Древние колдуны находили общий язык со зверями — чем не дрессировщики? А гадания с помощью подброшенных камней — чем не жонглеры? Может быть, из-за этого так суеверны артисты? Мы решили рассмотреть поближе сакральные корни циркового искусства, но одной мистикой не ограничились. Цирк — синоним веселья и смеха, и, может, поэтому мы не услышали ни одной истории о цирковых страшилках. Зато веселых историй и баек было "выше купола".

В Харькове вспоминают, как на новогоднем представлении подшутили над Юрием Никулиным. В одной из реприз клоун стоял в клетке, и товарищи по манежу шутя позвали детей на сцену — освободить. Думали, что поднимется один-два, а выбежала толпа! Такая, что артисты даже испугались. Подшучивают и звери. Обезьяны порой кусают партнеров-¬артистов за мягкое место — оно располагается прямо напротив их морд, или самовольничают. "Как-то парень, оставленный на страже в вольере со слонами, пошел к друзьям, — вспоминает российский дрессировщик Андрей Деменьтев-Корнилов. — Одна из слоних освободилась от цепей и отправилась на склад, где хранятся главные слоновьи лакомства — отруби. Но перед тем как начать пировать самой, она перетаскала в хоботе несколько мешков с едой своим подругам".

Реклама

МАГИЯ: АРЕНА — 13 М И САЛЬТО ШАМАНОВ


Шаманский круг. Чем не арена?

"Разговор о том, что цирку 200 лет — бред сивой кобылы. Цирк основан на магии и сохранил (в символической форме) обряды еще древних солнцепоклонников", — считает Сергей Макаров, доктор искусствоведения, российский артист, режиссер, историк и теоретик цирка. Так, подражая солнцу, шаман прыгал, переворачивался, и не случайно самый известный трюк сальто-мортале переводится с итальянского как "смертельный прыжок". В древности сальто символизировало уход светила и его возвращение. В нем отражена тревога древних: "А вдруг солнце завтра не вернется, умрет"? Обратите внимание, сам корень "возвращение" созвучен движению трюка. Еще один акробатический номер — "колесо" — родился, "вырос" из присказки солнцепоклонников — "солнце ходит колесом".

Реклама


Шаманство и цирк. Между ними столько параллелей

"Та же история и с дрессурой. Столь популярные "артисты" — медведи, слоны, соколы — это древние тотемы", — продолжает Макаров. И найти с ними общий язык могли только шаманы, а это искусство передавалось в их роду. Не то ли же делают современные дрессировщики? Конь — тоже не случайный участник представления. 13 тысяч лет назад существовал обряд жертвоприношения Белого коня. Избранного животного водили по племени, потом приносили его в жертву. Само священнодействие проходило внутри очерченного круга. Номер без наездника пошел от поверья, что если приснится свободно гарцующий конь — исполнится заветное желание.

В древних обрядах инициации, когда мальчики становились полноправными членами племени, особую роль отводили тристерам. Эти дальние родственники клоунов в гротескной форме показывали юнцам, что нельзя делать, чтобы не быть осмеянными. А вот жонглирование, говорит Макаров, изобрели предсказатели: "Существовала древнейшая магия — гадание на камнях. Их подбрасывали, и в зависимости от того, сколько их упало на землю, а не на ладонь, как именно они упали — делали прогнозы".

Реклама


Макаров: "Цирк сохранил обряды древних поклонников Солнца"

Нельзя не сказать и о символичности арены. Круг — символ неба. Точка посредине него — Солнце. "Чем вам не шапито? Столб, на который опирается небесный круг", — победно спрашивает Макаров. То, что эталон диаметра арены — 13 м, также не случайно. Чертова дюжина — знак в картах Таро. Он одновременно и смерть, и трансформация. А ведь артист, вышедший на манеж, — перевоплощенный человек.

И именно в форме арены таится и поныне действующая магия. Зрители сидят друг напротив друга, видят реакцию соседей и невольно подражают им — цирк усиливает эмоции. А многократно усиленные, они исцеляют как минимум от плохого настроения.

ЦИРКОВЫЕ РОЗЫГРЫШИ: МЕРТВЫЙ ГОЛУБЬ — В КОРОБКУ, ЧЕСНОК — В НОС, ГВОЗДИ — В ТУФЛИ

Одна из цирковых традиция — во время заключительного выступления артисты подшучивают друг над другом. Причем товарищ по арене оказывается в затруднительном положении, а зрители подвох увидеть не должны. Допустим, клоун должен в репризе выпить стакан воды, тогда вместо минералки ему наливают водку. Еще один любимый розыгрыш — прибить обувь к полу (многие артисты работают в сменной обуви). Музыкантам могут заклеить клавиши скотчем. Но есть и более изящные забавы.

"Я один из номеров делаю под музыку из оперетты "Мистер Икс". И я договорился с товарищами, что на словах: "Цветы роняют лепестки на песок" мне из зала бросают веники. Потом мне за это крепко от начальства досталось", — хохочет воздушный гимнаст Дмитрий Григоров из Киева.

"У меня был номер с кубом, в котором появляются предметы. И вот я замечаю, что друзья туда подложили мертвого голубя. Я решил, что можно подшутить и над шутниками. Нашел живую птицу такой же масти, и во время представления эффектно достал ее — товарищи окаменели от неожиданности", — смеется киевлянин, фокусник Алексей Титаренко.

А Андрей Спектор, артист цирка в Харькове рассказывает: "Во время недавнего выступления клоунесса должна была в финале опустить лицо в торт, который был вымазан бутафорным кремом. Коллеги заменили этот торт на обычное птичье молоко! А он в отличие от ненастоящего хуже смывается".

А клоун из Москвы Геннадий Ветров вспоминает: "Мне однажды тщательно натерли мой клоунский нос чесноком изнутри. Я надел его прямо перед номером, и уже на сцене явно чувствую резкий запах слезоточивого "лечебного средства". Снять нос нельзя! А номер длится аж десять минут! После этого я лет пять не мог есть чеснок".

БЕГЛЕЦЫ: С ТРЯПКОЙ И ВДОЛЬ РЕЛЬСОВ

Порой в цирках разыгрываются настоящие детективные истории с побегом. В Одессе чаще рассказывают историю о беглецах-косолапых.


Юный "преступник". Один из беглецов с артистом и зрителем

"Однажды мишка сбежал от дрессировщика и пошел спокойно на проходную... на задних лапах! — рассказывает один из старейших сотрудников цирка Павел Степанович. — Охранник решил — сейчас за зверем появится сопровождающий, который ведет его к ветеринару, просто человек идет медленнее, и выпустил спокойно мишку. А медведь как рванул, добежал почти до автовокзала. Там, конечно, сцена была, что в "Полосатом рейсе" — улица опустела за секунду: одни позапрыгивали в общественный транспорт, другие — на лавочки, кому не хватило места — убежали с невероятной для человека скоростью".

"А как-то медведь сбежал с репетиции прямиком на проезжую часть и стал в полный рост, передними лапами на бампер первого попавшегося авто. Стоит, смотрит в упор на водителя, а тот побелел весь и тоже замер", — вспоминает директор-распорядитель одесского цирка Гарий Бутвиник. Немая сцена продолжалась не одну минуту, пока дрессировщик не догнал беглеца.

Еще одну историю помнят охранники: "Еще до нас к коллегам пришел медведь. Как они мигом через барьер выше метра прыгнули — непонятно. Ведь они были в возрасте. После инцидента мужчины пробовали взобраться на стойку, так даже ногу так высоко поднять не смогли!".

В Киеве же хищники тоже сбегали несколько раз, по разным причинам, но с удивительной закономерностью: в 1975 году, в 86-м, 96-м и наконец в 2006-м — то есть через каждые 10 лет. "В последний раз сбежал малыш-¬леопард, — говорит инспектор манежа Национального цирка Украины Тамара Подгурская. — Залез на самый последний этаж цирка и смотрел оттуда в окошко — никаких эксцессов не было".


Слоны. После долгой дороги как-то разминали ноги на вокзале. Фото: А. Дудуш

А в Донецке сбегали слоны. "Однажды к нам из России приехали слоны. Дорога была долгой, звери ехали почти две недели в товарном вагоне. И когда они вышли на перрон — отказались заходить в фургон. Развернулись и пошли вдоль рельсов, — рассказывает Юрий Кукузенко, директор, художественный руководитель цирка в Донецке. — Сейчас это звучит весело, а тогда... Но слоны с десяток минут разминали ноги, и... сами пошли в фургон!".

А бывает и так, что звери и сами сбегают, и товарищей освобождают. "Как-то шимпанзе сидели в фургоне, а рядом на лежанке спал охранник, — вспоминает народная артистка России Маргарита Бреда. — Увидев, что у того выпали ключи, обезьяны выловили их тряпочкой, как удочкой, открыли дверь себе, соседям. Но гулять по двору пошел только один — остальные сидели, смотрели на его путешествие. Когда я это обнаружила, просто позвала беглеца, и он сразу же вернулся".

СЛОНЫ: ПЬЮТ ВОДКУ

В одесском цирке не так давно прославились слоны. Они выступили в роли наркологов и отвадили селянина от зеленого змия. "Несколько лет назад у нас работала дрессировщица слонов Таисия Корнилова, — вспоминает директор-распорядитель одесского цирка Гарий Бутвиник. — Ее слонов регулярно возили купаться на Днестр. И однажды на них из камышей выскочил мужчина с криками: "Свят! Свят! Клянусь, пить больше не буду", неистово крестясь. Оказывается, что он в камышах ловил рыбу, выпил, как принято, а как открыл глаза, увидел — слоны идут!" Говорят, клятву сдержал. А вот в Донецке слоны и сами не против выпить. Дрессировщики дают зверям спиртное для того, чтобы снять стресс после долгого переезда. Дозы — бутылка водки на ведро воды на каждого. И как говорят артисты, выхлебав "чарку" слоны заметно пьянеют: "Глаза у них становятся такие добрые-добрые". Подшофе гиганты не шалят, но, будучи трезвыми, порой хулиганят. В Донецке гиганты несколько раз срывали со стен радиаторы, чтобы попить теплой водички и поплескаться в хлещущем из труб фонтане.

ОТКУДА ПОШЛИ ТАБУ

Артисты признались, что они весьма суеверны. В цирке существует целый ряд запретов и предписаний. Одно из главных табу: нельзя сидеть спиной к манежу, пусть даже в пустом цирке. "Когда я пришел 46 лет назад в цирк, сам видел, как старые маститые мастера отвешивали за это оплеухи. За это же могут отругать и зрителей, — говорит Леонид Спектор, замдиректора харьковского цирка. — Артист выходит на манеж, зарабатывая себе на кусок хлеба, а тот, кто сидит спиной, — проявляет неуважение". Но есть и магическое объяснение. "Когда шаманы очерчивали круг, это обозначало, что они ограждают себя от злых духов, — говорит российский теоретик цирка Сергей Макаров. — Стать на черте — открыть проход злу. Сидеть на бортике манежа — открывать путь несчастьям".

АФИША БЕЗ МЯГКОГО МЕСТА. "Однажды ко мне зашли старые артисты и увидели, что мои афиши лежат на диване. Хорошее настроение как ветром сдуло. Они закричали, что хуже приметы не придумаешь, скинули афиши на пол, да еще потоптались по ним, — вспоминает харьковский фокусник Владимир Семенов. "Афиши нельзя оставлять на мягком — на кровати, кресле, там, где человек может уснуть, — поясняет Сергей Макаров. — В старину считали, что на мягком и дело может задремать. Афиша уйдет в мир снов, и задуманное, анонсированное никак не будет реализовываться". Потому-то надо скорее будить "заснувшего" и возвращать его на землю топотом ног.

ОБНОВКИ НЕ ДЛЯ ПРЕМЬЕРЫ. Считается, что новые вещи нельзя надевать на премьеру. Мол, за время выступлений старые "пропитываются удачей", а сменить их прямо без обкатки на репетициях — значит отказаться от везения. "Только однажды (еще в советское время) я нарушила этот запрет — пришли люди из главка, им надо было показать новый номер", — вспоминает Тамара Подгурская, инспектор манежа в Национальном цирке Украины, а в прошлом — воздушная гимнастка. Нарушение табу стоило дорого — артистка сорвалась из-под купола и получила несколько переломов. Но если не "выгуливать" обновку на репетициях, это чревато еще и конфузами — бывали случаи, когда штаны рвались по швам прямо перед зрителями.

ВОЗВРАЩЕНИЕ СПИНОЙ. Ни в коем случае нельзя переходить дорогу артисту или животному, которые готовятся выйти на манеж. За это могут вежливо попросить вернуться спиной назад. Конечно, примету можно объяснить рационально — незачем отвлекать артиста, который через несколько секунд будет выполнять рискованные номера (даже пожелание удачи может сбить с толку).

И вот еще одна версия. "Когда артист собирается за кулисами, он свою энергию направляет в манеж и подпитывается той, что идет от зрителей. Тот, кто проходит мимо, разрушает эту невидимую линию. Нарушается целостность", — считает теоретик цирка Сергей Макаров.

НИКАКИХ ЗОНТИКОВ. Считается, что для кассовых сборов катастрофично появление человека с открытым зонтом или лузгающего семечки. Казалось бы, как это связано с удачей? "Манеж — символ солнца. Зонт же закрывает от солнечных лучей, заслоняет удачу, — предполагает Сергей Макаров. — Семечки — символ чего-то мелкого, что просыпается меж пальцами. Считается, что также и везение может выскользнуть из рук".

Предполагают, что на кассовые сборы влияет и первый покупатель, и если это мужчина — быть аншлагу. Объясняется это так: сильный пол — это изначально воины и охотники. Мужчина — символ, залог того, что сердца зрителей будут побеждены.

РУЧЕЙ СКОМОРОХ "ПОДШУЧИВАЕТ" НАД КИЕВСКИМ ЦИРКОМ


Центр. Недавно был окраиной

До конца позапрошлого века на месте киевского цирка была окраина города: овраги, болотистые берега реки Лыбидь и ручей... Скоморох. Последний сейчас течет под землей, а происшествия, которые порой случаются в цирке, наводят на мысль, что Скоморох подшучивает над артистами. "Однажды дрессировщица должна была влететь на арену из зала, пролетев над зрителями. Но один из них схватил ее за ногу — думал, что падает. Пришлось буквально отбиваться. В другой раз гимнастка не успела снять костюм снегурочки и взмыла над креслами в валенках! Впрочем, люди решили, что так и было задумано, — рассказывает инспектор манежа Национального цирка Украины Тамара Подгурская, — А был случай, когда артист, кружа под куполом, потерял парик. Потом искали его среди кресел, но так и не нашли, видимо, фанаты забрали".