Шесть наркоманов в черных чулках обчистили едва ли не все АЗС Мариуполя

3 июня 2011, 07:17
"Сегодня" совместно с облГУМВД продолжает рассказывать о самых громких и интересных делах последних 15 лет

На игле. Все члены ОПГ оказались опиумными наркоманами. Фото С. Иванова

Осенью 2006 года весь Мариуполь с облегчением вздохнул, когда милиция поймала наглых таксистов, которые специализировались на грабеже автозаправок. В ОПГ входили 6 человек: Анатолий Левчинский, Александр Кирилюк, Сергей Беседин, Геннадий Шарамов, Андрей Горбицкий и Василий Чеботаревский. Самому младшему члену банды, Шарамову, было 29, самому старшему, Кирилюку, — 35. Почти все работали в службе такси, и все сидели на опиумной игле.

В суде им насчитали 21 грабеж! "Бомбили" не только АЗС, но и офисы, квартиры простых мариупольцев. И не только в Донецкой области, но и под Запорожьем. "Улов" за одно дело составлял в среднем от 10 до 30 тысяч гривен. С февраля по сентябрь 2006 общая сумма ущерба от ОПГ превысила полмиллиона гривен. Убийств, правда, не было. Хотя банда всегда была при оружии — газовом пистолете "Шмайссер ПГШ 790", переделанном под боевые патроны, и охотничьем обрезе.

Реклама

"Было такое ощущение, что они выползли из 90-х. В 2000-е таких бессмысленных и частых разбоев уже не было. Сопротивления им никто не оказывал, поэтому и до убийств не доходило", — говорит Валентин Прохоров, подполковник, старший следователь следственного отдела по расследованию преступлений, совершенных членами организованных групп и преступных организаций СУ ГУМВД в Донецкой области.

Лидером и организатором группы был ранее судимый Левчинский. В начале 2006 года он постепенно, из числа знакомых, сколотил банду. Его правой рукой по преступному делу стал бывший зэк Кирилюк, также работавший в службе такси. "Шарамов — бывший спортсмен, боксер. Попал под влияние Левчинского, с которым дружил. Чеботаревский тоже был водителем такси. Горбицкий случайно попал в банду — у него очень влиятельный, обеспеченный брат. Негодяй редкостный, менял показания, говорил, что в милиции его били. Беседин и ранее в местах лишения свободы не на хорошем счету был среди преступников. Он хронический наркоман и даже на следствии нам говорил, что за дозу еще много расскажет. Это его характеризует как личность. Ведь бывают наркоманы и сильные духом", — рассказывает о банде Прохоров. Главным мотивом всех членов ОПГ была корысть.

Левчинский ездил и высматривал, где поживиться. А ночью негодяи выезжали к автозаправке или офису, нападали на сторожа и выносили выручку и вещи. Когда шли "на дело", на голову надевали либо вязаные маски с прорезями для глаз, либо женские капроновые чулки. Не брезговали ничем — крали не только деньги, но и спиртное, сигареты, продукты. Так, на первом деле 10 февраля связали скотчем охранника рынка "Денис" и вынесли из офиса деньги, компьютер и...банку консервированных грибов. А в ночь с 8 на 9 марта из магазина "Алекс" прихватили не только 17,3 тыс. гривен, но и 12 бутылок "Мартини" и 570 пачек сигарет "Мальборо". На АЗС "Укрнафта", "Петрол", "Космос", ТНК и других брали деньги, мобильные телефоны, в офисах — компьютеры. "Компьютеры — страсть Левчинского. Он сам их собирал, разбирал", — говорит Прохоров.

Реклама

Как только посыпались ограбления, милиция перешла на усиленный режим работы. "Был проведен целый комплекс оперативно-технических мероприятий, телефоны прослушивались, следили за ними, — вспоминает Валентин Прохоров. — У Левчинского был знакомый, материально обеспеченный. В июне 2006-го Левчинский отвез этого знакомого на своем такси, а Кирилюк залез в окно и ограбил квартиру. Так вот этот знакомый заподозрил Левчинского. С этого эпизода началась кропотливая работа УВД, и их поодиночке всех взяли. Они начали друг на друга показания давать", — делится Валентин Прохоров.

Левчинского не нужно представлять в образе грубого громилы. Тихий, не наглый. Признался в преступлениях. Но получил 14 лет с конфискацией, потому что, как говорит Прохоров, "банда устояла", то есть суд согласился, что это ОПГ, и дал им большой срок. Бандиты получили: Кирилюк — 13 лет, Шарамов — 8,5, Беседин — 9, Горбицкий и Чеботаревский — по 9,5 лет, все с конфискацией. Александр Кирилюк недавно умер в тюрьме от сердечного приступа.

"Грабеж как кайф"

Реклама

В более стабильном обществе банда таксистов-грабителей вряд ли могла появиться, считает завлабораторией Донецкого НИИ судебных экспертиз, д. м. н. Владислав Седнев. "Наркотики — форма химической зависимости, компьютеры, которыми Левчинский с такой страстью увлекался, — тоже определенная форма зависимости. И то что краж было так много — тоже зависимость, члены банды уже не могли остановиться. Это все формы негативной адаптации к действительности. Эту банду можно даже назвать "кайфушниками". Потому что основа жизни для таких — кайф. А в советские времена был более жесткий контроль за теми же компьютерами и наркотиками, они были менее доступны. В принципе, зависимость может возникнуть от чего угодно — каждому человеку нужно отслеживать за собой такие вещи", — говорит Седнев.

Сергей Беседа: "Надо понимать, что идет настоящая война — война за наших детей"

Сергей Беседа, начальник отдела по расследованию преступлений, совершенных членами организованных групп и преступных организаций СУ ГУМВД Украины в Донецкой области, полковник милиции, уверен, что ОПГ охотятся за молодежью.

С. Беседа. У нас есть общее дело. Фото Т. Дубовой

"Любые преступные группировки, в том числе те, которые занимаются грабежами, разбоем, опасны тем, что во главе их обычно стоят неглупые, нередко влиятельные в криминальном мире люди. Они хорошие организаторы, могут вести за собой других, влиять на подростков (особенно на молодежь с улицы), подчинять более слабых. ОПГ тоже думают о своем будущем. И надо понимать, что идет настоящая война — война за молодежь, война за наших детей. И работа милиции, работа Управления по борьбе с организованной преступностью — не что-то отдельное от людей, а общее дело милиции и жителей Донецкой области", — рассказал нам Сергей Беседа.