Школьный тимбилдинг: кому нужны внеклассные мероприятия на самом деле

30 апреля 2018, 04:51
Внеклассные мероприятия обогащают кругозор и формируют коллектив

«Если вместе вышли в путь». Помимо всестороннего развития школьников, внеурочные «слеты» помогают детям узнать друг друга. Фото: А. Яремчук

В выходные майские дни у многих школьников планы: пойти с учителями и одноклассниками в музеи, театры, ботсады, дельфинарии, туристические походы, поехать на различные экскурсии и т. п. При этом многих родителей гложет вопрос: действительно ли нужны такие мероприятия или это очередная добровольно-принудительная нагрузка на ребенка и семейный бюджет? Кто должен подбирать и оплачивать такую внеурочную занятость и обязательно ли каждому школьнику участвовать в ней, "Сегодня" узнала у участников воспитательного процесса: учителей, психологов, детей и родителей.

Культпоходы: на любой вкус и цвет

В каждом классе и школе предложения поучаствовать в каком-либо внешкольном мероприятии вносят разные люди. Это может быть инициатива родительского комитета, отдельных родителей, завуча по воспитательной работе, худрука, психолога и т. д.

Реклама

"Самый оживленный разговор возникает по мероприятиям, на которые нужно сдавать деньги и/или тратиться на какой-то реквизит или костюмы, — говорит завуч по воспитательной работе киевской ОШ Кристина Полевая. — Многие родители при всем желании не могут себе позволить такие расходы. Одно дело, когда это спектакль за 30—50 грн и деньги на дорогу/перекус 50 грн, другое — когда предстоит целое путешествие за сотни гривен. Например, недавно обсуждалась экскурсия по старинным замкам. Двухдневная поездка, по самым скромным подсчетам, обходилась в 600 грн. Возникло несколько острых моментов, начались вопросы со стороны родителей, почему так дорого, претензии "мы не хотим оплачивать проезд нескольким учителям". При этом они почему-то отодвигают на второй план, что один учитель не уследит за всеми, и что сами семьей они не факт, что когда-то поедут".

Под дудку

Родители же отмечают, что главный минус таких мероприятий — "обязательность" и дороговизна. "Недавно родители одноклассников убеждали меня оплатить бассейн моему ребенку. Мол, стоит недорого — 100 грн/занятие. Пришлось объяснять, что у нас другие планы, и что моему ребенку неинтересны одноклассники — он и в школе с ними вдоволь общается. При этом вся суть в том, что некоторым очень хотелось в бассейн, но для такой цены должно быть не менее 10 детей от класса", — поделилась своей историей мама ученика ОШ № 123 г. Мелитополя Светлана Берестенко. Хотя есть родители, которые рады полезным развлечениям ребенка.

"Мы с женой работаем, водить ребенка на какие-то мероприятия, типа цирка или в музей, времени нет, — рассказывает отец киевского школьника Дмитрий Стрибуненко. — А сын с экскурсий возвращается воодушевленный и с восторгом рассказывает, что они видели, как развлекались и т. д.".

Внешкольная жизнь: польза, но при желании

Психологи считают внеклассные мероприятия полезными.

"Школьники в классе и за его пределами ведут себя по-разному. В классе действуют одни "законы", а во внеурочное время — другие. Внешкольное время многие дети проводить не умеют: у кого-то не принято семьей выбираться куда-либо, разговаривать, слушать, или не хватает у родителей на это времени. Многие дети находят выход в гаджетах. Отсюда появляются ребята-одиночки, которые не просто не могут найти общий язык с кем-либо, но даже сформулировать и высказать свои мысли и переживания на этот счет, — объясняет психолог киевского центра развития Ульяна Прасолова. — Внеклассные же мероприятия учат школьников общаться и дружить".

Специалисты по трудоустройству также советуют внеклассные мероприятия, ведь из детей-одиночек часто вырастают социально неадаптированные люди, которые могут быть отличными специалистами в своей области, но не умеют находить общий язык с коллегами.

Реклама

"Тимбилдинг на работе для них настоящее мучение. Это снижает эффективность работы компании, а сами сотрудники могут долго не задержаться на своей должности", — рассказывает карьерный консультант Наталья Гаряга.

Но специалисты также считают, что принуждать ребенка нельзя.

"Нежелание идти может быть связано с тем, что есть планы поинтереснее: посещение любимой секции, где уже есть единомышленники, или папин выходной, а значит семейный отдых и т. д., — говорит психолог ОШ №218 Екатерина Котенко. — "Тревожный звоночек" — отказ без объяснения причины. Это может быть свидетельством, что ребенка травят в классе, не сложились отношения с учителем и т. д. Таким детям сначала нужно помочь решить их проблему".

Нужно помочь. Если школьник не дружит с остальными ребятами

Реклама

Как родителям найти спонсоров

Многие мероприятия еще на старте могут сорваться из-за того, что не по карману родителям. Поэтому на этапе планирования важно правильно продумать план действий.

"Нужна инициативная группа, которая выяснит, какую часть суммы родители готовы профинансировать и сколько средств не хватает. Не лишним будет спросить у директора школы, в департаменте образования, городской и обладминистрациях о наличии фондов и возможностей и поискать меценатов, депутатов, компании и т. п., которые занимаются финансированием подобной деятельности. Обычно найти, кто какие школы поддерживал в вашем районе, что это были за проекты и какого формата была помощь (например, автобус на поездку, гостиница и т. п.), несложно, — советует директор Украинской ассоциации медиабизнеса (УАМБ) Алексей Погорелов. — Для похода к меценатам должна быть подготовлена грамотная презентация: в какой школе реализовывается проект, сколько детей будут вовлечены, какие ожидаются результаты. Важно указать, сколько нужно денег всего, сколько и из каких источников уже есть. Преимущество — когда меценату нужно только добавить сумму. Хорошо бы показать, как школьники и родители представят результаты проекта: опубликуют на сайте школы, пригласят журналистов и поделятся опытом с другими школами. Конечно, все это не гарантия получения желемого. Но с каждым разом презентация будет лучше, знакомств с донорами — больше, и рано или поздно получить помощь удастся".