Швейцарская тюрьма для наших узников

28 октября 2008, 07:01
"Сегодня" узнала, в каких условиях содержатся наши земляки в альпийской стране.

Тюрьма. Так Шам-Долон выглядит снаружи; фото с сайта тюрьмы

Неделю назад мы подробно рассказали о том, как из Швейцарии в Украину был экстардирован подозреваемый в грандиозной строительной афере Александр Шахов-Волконский (экс-глава группы компаний "Элита-Центр"). Сегодня, продолжая тему, поведаем, в какой тюрьме Шахов (и не только он) провел несколько месяцев перед экстрадицией.

Как стало известно "Сегодня", Шахов (переехав с общего режима на строгий по причинам, изложенным в номере за 20 октября) сидел под арестом в одной из самых известных тюрем Швейцарии — Шам-Долоне, находящейся неподалеку от Женевы. Это заведение известно тем, например, что в 1996 году там держали Сергея Михайлова по прозвищу "Михась", обвиненного в отмывании гигантских денежных сумм через швейцарские банки. Там же в 2001-м некоторое время сидел и Павел Бородин, секретарь Союза России и Белоруссии, которого обвиняли в связях с оргпреступностью. Там же содержали и Ганнибала Каддафи, сына ливийского президента Муамара Каддафи. Хотя его обвиняли всего лишь в избиении персонала Женевского отеля, история переросла в большой международный скандал, из-за которого Ливия грозилась прекратить поставки нефти в Швейцарию.

Реклама

Режим в Шам-Долоне трудно назвать суперстрогим, однако заведение, тем не менее, считается самой надежной тюрьмой в стране, якобы оттуда невозможно сбежать. Тюрьма рассчитана на 256 сидельцев, из которых 127 могут размещаться в одиночках, около 40 мест — женские. Впрочем, количество заключенных иногда доходило до 500 человек, что в 2006 году даже вызвало волнения в тюрьме. Заключенные жаловались на тесноту в камерах и отсутствие работы. Скандал привел к тому, что рядом с Шам-Долоном построили еще одну тюрьму, куда отселили "лишних" зэков. Впрочем, тюрьма и сейчас перенаселена, заключенных там около 400. Как сообщает сайт тюрьмы http://www.geneve.ch/penitent/champ-dollon/ (да-да, такие заведения в Швейцарии имеют свои сайты), более 50% ее постояльцев — иностранцы или те, кто имеет вид на жительство в Швейцарии. На сайте также сообщается, какие виды продуктов и в каком количестве можно передавать заключенным, а также в картинках объясняется, какие именно виды игровых приставок разрешены, а какие — запрещены.

Реклама

"ЭТО СОВСЕМ ДРУГОЙ УРОВЕНЬ ЦИВИЛИЗАЦИИ..."

А вот что рассказал о своем аресте и пребывании несколько лет назад в одной из швейцарских тюрем (конкретно, расположенной в старинном замке города Невшателя, столицы одноименного кантона) бывший украинский банкир, ныне видный международный бизнесмен Юрий С.:

— Задержали меня вечером и ночь я провел в полицейском участке. Утром провели положенную процедуру опознания (сфотографировали, взяли отпечатки пальцев, рост, вес и пр.) и к полудню меня переправили в тюрьму Невшатель. Это старый замок 13-го века, но внутри очень хорошо все сделано, если можно так сказать применительно к такому заведению. Камеры рассчитаны на одного или двоих, есть кинозал, но есть и карцер, все, что положено. Сращивание между контингентом и сотрудниками в принципе невозможно, на любые нарушения режима реагируют очень быстро и решительно, даже жестко. Всякие разборки между заключенными исключены полностью. Был случай, какой-то румын, сильный физически, попытался прыгнуть на одного парня, так его тут же скрутили и отправили в психбольницу. Существует действенная система государственного и общественного контроля за тюрьмами. Эти инспектора и представители часто бывают в тюрьме, общаются с заключенными прямо в камерах (но если зек против, то к нему и не зайдут). Так что на любое беззаконие можно тут же пожаловаться (без представителя администрации) и меры будут приняты молниеносные и решительные. Это другой уровень цивилизации...

Реклама

Первое время сиделось тяжело, с родней не разрешали видеться, даже с адвокатами. А вообще адвокат допускается в любое время (рабочее, разумеется), хоть 5 или 10 раз в день, и находится там, сколько нужно. Встречались с защитниками в спецкомнате, никто не имел права присутствовать при нашем разговоре. Говоришь адвокату все, что нужно. Документы в рамках дела, а не частную переписку, можно передавать в обе стороны без ограничений. Но он несет ответственность за передачу или прием записок и тому подобного. Адвокат никогда не заявляет, мол, несу то-то или нет, но в любой момент, если есть подозрение, его могут остановить, коли найдут недозволенное, — это все, юрист — труп в профессиональном смысле. Он уже никогда не получит работу, его будут обходить стороной... Потому, зная ментальность швейцарцев, бесполезно даже обсуждать с местными адвокатами вопрос о чем-то запрещенном. Знает это и полиция, так что за 1,5 года моего "сидения" ни один из моих адвокатов не был подвержен обыску.

Что касается родных, то первых 4 месяца встречи были запрещены, потом нам дали две встречи через стекло (там дырочки есть для общения), но в присутствии полиции и их же переводчика. Переводчик в основном слушал, но время от времени рассказывал полицейскому, о чем разговор. А мог и синхронно переводить. Потом, когда вышло постановление суда, что в наших действий криминала не было, встречи разрешили без стекла, в комнате для свиданий, но в присутствии полиции.

Освободили меня через полтора года. Причем буквально через 15 минут после того, как федеральный судья прислал в тюрьму соответствующий факс. Правда, покидал я уже не старинный замок — последние два месяца находился в новой тюрьме, построенной в соответствии с требованиями Евросоюза. Там, конечно, попросторнее было, посовременнее. А ту, старую, позже закрыли вообще.

КАЗЕННЫЙ ТЕЛЕВИЗОР И ПЯТИМИНУТНЫЙ ДУШ

Камера в "первой" тюрьме — примерно 6 метров длина, 2,5 метра ширина, есть подъемные нары. Примерно 50-сантиметровый стол (привинченный к стене) и такой же табурет, но есть из мягкой пластмассы еще табуретка непривинченная (из такой же пластмассы посуда), привинченный шкаф небольшой, умывальник, унитаз. Собственные телевизоры запрещены, в каждой камере — казенный. Свет выключается везде в камерах в 3 ночи. А включается в 6 утра. Вода холодная в камере всегда, душ — ежедневно в душевой в течение пяти минут. Полотенце меняется раз в неделю, постель — раз в две недели. Раз в неделю имеешь право сдать свою одежду в стирку, получаешь на следующий день. Одежду разрешают свою, какую хочешь. Но если человека привезли в одних трусах, то там выдадут спортивный костюм, туфли. Часы, цепочка, кольцо, браслет, — это все у тебя не забирают, кроме, конечно, каких-то острых, режущих предметов. Курить можно почти везде, в том числе в камере, а вот алкоголь, наркотики запрещены.

Кстати, переезд из одной тюрьмы в другую был весьма интересный. Надели на меня наручники, посадили в одну машину (микроавтобус), выехали, нырнули куда-то под землю, там пересадили в другую машину, абсолютно закрытую, с железными боксами (куда ехали, совсем не видно), где-то вынырнули и въехали в другую тюрьму. Думаю, это в целях безопасности самих заключенных делается, а не из боязни побегов, о которых там и не слыхали...