Украина первой среди стран СНГ напечатала страшные фото на сигаретах

5 октября 2012, 17:42
На табачных изделиях появились фото рака легких и черепа, психологи считают, что антиреклама не поможет

В лотках. Барышни не хотят покупать пачки, где нарисован эмбрион / Фото: Сергей Николаев

Украинских курильщиков начали пугать страшными картинками — теперь информация о болезнях из-за курения, о которых раньше предупреждали лишь надписи на пачках сигарет, подкреплена еще и иллюстрацией. С 4 октября, согласно решению Кабмина, все сигареты должны выпускаться с жуткими рисунками на полпачки: тут и прокуренные легкие, и женское лицо, превращающееся в череп, и курильщик в сигаретной тюрьме... Всего утвердили 10 картинок-страшилок, которые подкрепили предупреждениями. К примеру, под фото рентгеновского снимка рака легких написано: "Курение может вызвать медленную и мучительную смерть", под рисунком эмбриона: "Курение во время беременности наносит вред вашему ребенку".

Правда, на сигаретных лотках пока мало пачек-страшилок — еще распродают старые запасы. "Наши покупатели с интересом рассматривают картинки, но еще никто не отказался от покупки сигарет, — говорит Валентина, которая работает в сигаретном ларьке. — Если раньше старики просили заменить пачку, где написано, что курение укорачивает жизнь, на пачку с любой другой надписью, а молодежь не жаловала предупреждение об импотенции, то теперь барышни не хотят брать пачки с эмбрионами".

Реклама

КАРТИНКИ ПОМЕНЯЮТ. В Минздраве предполагают, что в комплексе с другими антитабачными методами (запрет на рекламу сигарет с 1 сентября, запрет курить в общественных местах с 16 декабря, повышение акциза на табак и, соответственно, цены сигарет с 1 января) картинки на пачках сигарет помогут сократить в стране количество курильщиков на 5%. По данным Госстата, у нас 8,6 млн населения — любители подымить.

"Канада в 2001 году первой стала печатать на пачках подобные картинки, тогда у них ежедневно курили 19%. Через несколько лет их количество сократилось до 12%, — говорит "Сегодня" завотделом контроля над табаком Украинского института стратегических исследований Минздрава Константин Красовский. — Кстати, Украина первой среди стран СНГ печатает подобные фото на сигаретах. Мы изучаем опыт других стран, где также печатают жуткие картинки на пачках. Через несколько лет люди привыкают к ним и теряется эффект. Поэтому раз в пять лет картинки будут меняться. Мы будем настаивать, чтобы их менять раз в три года".

НЕ ПОМОЖЕТ. Табачные компании уверены, что страшилки не снизят им прибыль. "В Украине очень много заядлых курильщиков, больше, чем в любой европейской стране, — говорят в одной из крупных компаний. — Прибыль может несущественно снизиться в первый период, потом люди к картинкам привыкнут. Во многих странах используют такую практику давно, но еще ни одна табачная компания не обанкротилась".

Реклама

Психологи также считают, что такая антиреклама мало чем поможет. "У людей есть защитная реакция — отрицать страшные последствия своих действий. Человек осознает, какие болезни могут появиться из-за курения, но считает, что это случится с кем-то другим, но не с ним, — говорит нам психолог Сергей Стеблинский. — Думаю, нужно бороться не с сигаретами, а создавать моду на здоровый образ жизни. Только так можно спасти будущие поколения".