Соцсети vs торговые площадки: где украинцам выгоднее продавать онлайн

20 февраля 2018, 10:29

Владельцы малого и среднего бизнеса сегодня самые креативные предприниматели. При отсутствии средств для больших инвестиций им приходится находить наиболее эффективные методы для развития своего дела. Одним из таких является использование онлайн-площадок.

Если вы ищете лучший вариант продвижения своего бизнеса в сети, данная статья поможет разобраться: какая платформа оптимально для этого подходит.

Реклама

Социальные сети

Facebook . Сегодня площадкой регулярно пользуются 11 млн украинцев. Причем за 2017 год этот показатель вырос на 67% по сравнению с 2016.

Торгуют здесь в основном через специальные группы. Самые популярные товары — одежда и обувь, посуда, декор и прочие мелочи. Можно открыть и свой магазин, но функционал такой странички в Украине будет сильно урезан. В других странах площадка активна уже долгое время, но у нас Facebook Marketplace пока не представлен. Соответственно и официальной службы поддержки также нет. Платформа пробует выйти на украинский рынок. Будет ли она также популярна и в качестве торговой онлайн-среды — покажет время.

Правила в каждом сообществе свои, разобраться в них бывает непросто. При выборе площадки важно помнить, что Facebook не фокусируется на безопасности, а лишь предоставляет аудиторию. Взаимодействие происходит между живыми людьми, и это безусловный плюс. Но создать "фейковый" аккаунт и втереться в доверие потенциальному покупателю — задача несложная. Кроме того, в случае неудачного опыта, расследование ситуации будет происходить далеко за пределами Украины.  Пока видится, что перспективы площадки – не самые радужные. В этом году Facebook еще больше усложнил жизнь онлайн-продавцам, изменив алгоритмы своей новостной ленты. Очевидно, что недостатков для создания интернет-магазина на Facebook больше, чем преимуществ. Площадка в первую очередь остается социальной сетью, предназначенной для общения.

Реклама

Instagram по аудитории и представленности бизнесов сильно отличается от Facebook. Особым успехом здесь пользуются товары с ярким визуальным сопровождением. Украинских пользователей на площадке к концу 2017 года — 7,3 млн. Причем только за 12 месяцев это количество выросло более чем в два раза.

Инстаграм как площадка становится первым этапом привлечения интереса – такое себе яркое товарное "превью". Молодые пользователи привыкают к этой схеме, и пока она им нравится. Особенной популярностью нынче пользуются stories: они в несколько раз эффективнее обычных публикаций. Усиливают привлекательность размещения товаров и "хештеги" –  не так давно появилась возможность на них подписываться.

Инстаграм ориентирован в первую очередь на женщин, и чаще всего здесь можно найти соответствующий контент. Кроме того, в Instagram присутствуют все те же минусы, что и в Facebook: нет четкого регулирования торговли со стороны самой площадки. Коммуникации ведутся через личные сообщения, и, соответственно, нужно помнить о всех возможных рисках, разрешение которых продавцу нужно брать на себя самостоятельно.

Реклама

Стоит также отметить, что соцсети в целом — не лучший инструмент для продажи дорогостоящих товаров и услуг. Если пользователь готов выделить незначительную сумму денег на "эмоциональную" покупку просто листая ленту, то на серьезные траты его вряд ли сподвигнут даже самые восторженные оценки и комментарии.

Торговые онлайн-площадки

OLX . Самая востребованная торговая площадка в Украине. Каждый второй интернет-пользователь страны регулярно посещает OLX с четким намерением что-то приобрести.

Продать и купить здесь можно что угодно: от детских товаров до недвижимости. Отличительной особенностью OLX является огромный опыт работы с локальным контентом и понимание тонкостей его модерации.

Продавцы могут быть как частными, так и юридическими лицами, хотя на порядок заключения сделок это никак не влияет.

Украинские предприниматели могут открывать на базе OLX собственные онлайн-магазины. Для бизнес-продавцов платформа предоставляет специальный сервис B2B Unit с услугами персональных консультантов, которые оказывают поддержку в использовании инструментов площадки для привлечения клиентов и увеличения продаж. К слову, за последний год более 20 тыс. бизнес-пользователей получили личную быструю поддержку, и каждый из них знает имя своего  менеджера.

Сегодня на площадке можно не только удобно покупать и продавать все, что душе угодно, но и делать это безопасно. В 2017 году OLX запустил сервис OLX Доставка. Сделки, которые заключаются через него, работают по четкому алгоритму: товар всегда доезжает до получателя, а продавец без проблем получает оплату. При этом данные карточек не раскрываются — людям вообще не нужно обсуждать такие вопросы, потому что все происходит автоматически, через систему.

Без раскрытия данных карт исчезает большая часть рисков. Украинские пользователи быстро оценили прелести безопасной торговли в интернете. OLX Доставка стала крайне популярной — за первые несколько месяцев работы сервиса его подключили 25 тыс. продавцов, совершив полмиллиона сделок на сумму более 300 млн грн.

Prom . Маркетплейсы за последние годы также собрали внушительную аудиторию постоянных пользователей. На Prom каждый месяц заходит примерно 32 млн украинцев. Компаний-продавцов представлено более 700 тыс.

Маркетплейсы наиболее полезны именно бизнесу, поскольку собирают в удобные каталоги предложения из магазинов по всей Украине. Пользователи видят все сразу и могут оценить оптимальное соотношение стоимости, времени доставки и прочих показателей. Минус маркетплейсов в том, что нет единой системы проведения сделок "от и до". Некоторые покупки можно отследить в кабинете, некоторые — нет. Оплата совершается с помощью сторонних сервисов. Иногда используется не подкрепленная гарантиями предоплата, о которой договариваются лично продавцы с покупателями.

Торговые онлайн-площадки для сделок в интернете гораздо удобнее соцсетей. Все объявления собраны в одном месте, поэтому можно легко сравнивать цены. В пользу продавцов и тот факт, что площадки типа OLX хорошо известны, пользователи им доверяют. Соответственно, продавать на них легче и быстрее. Заодно растет и доверие между бизнесом и клиентами.

Где для бизнеса "трава зеленее"

Самый главный вопрос для украинских предпринимателей – куда человек пойдет завтра, чтобы что-то купить. Важно развивать свой бизнес там, где пользователю удобно, выгодно, быстро и безопасно заключать сделки. Выбирать те площадки, которые не останавливаются на достигнутом, а сами развиваются с прогрессом технологий и появлением новых инструментов.

Плюс соцсетей – в обеспечении максимального охвата. Это же и минус, поскольку лишь небольшая часть пользователей ориентирована на покупку. Купить что-то конкретное сюда вообще приходят единицы. В то время как торговые площадки с объявлениями решают проблему "немотивированной" аудитории автоматически.

На такие платформы, как OLX приходят с четким намерением приобрести товар или услугу – а широкий спрос открывает огромные возможности для развития бизнеса в самых разных сферах.

Кроме того, онлайн-базары предоставляют платформу для сделок и берут на себя все сложные технические моменты. Людям не приходится ломать голову над проблемами доставки, договариваться об оплате и раскрывать данные банковских карт.

Крупные площадки используют автоматизированные системы проверки и модерации объявлений. К примеру, "умные" программы на OLX отсеивают почти 100%, не соответствующих правилам размещений. В итоге — никакого спама: предложения продавцов не теряются в массе других сообщений, а покупатели видят только честные и настоящие сделки.

Ценность площадок объявлений заключается еще и в том, что они открыты каждому. Любой пользователь интернета может создать свое предложение или найти что-то необходимое. Набор функций можно настроить от самого базового до продвинутого.

Конечно, в итоге каждый выбирает вариант, импонирующий лично ему. Стоит, однако, учитывать, что именно сочетание всех перечисленных инструментов делает торговые площадки наиболее привлекательными и перспективными платформами для развития своего дела в сети.