SOS из Греции от наших моряков: почему украинцы уже год не могут вернуться домой

24 апреля 2018, 07:27
Члены экипажа "Меконг Спирит" — заложники поневоле

После ареста. Неприкаянный «Дух Меконга» уже много месяцев скитается по греческим портам. Фото: MattyBoy/shipspotting.com

Блистательный одессит Михаил Жванецкий тонко подметил: "Время в ожидании проходит медленно, жизнь в ожидании проходит быстро".

Земляки знаменитого сатирика, оформляясь через крюинговую компанию на работу в море, даже не представляли, как тот был прав. Обычный, в общем, коммерческий рейс круто изменил их судьбы, надолго разлучил с родными и превратил в невольных заложников обстоятельств. История одновременно проста и запутанна.

Реклама

Перехват

Около года назад, 25 мая 2017-го, береговая охрана Греции выследила в своих территориальных водах контейнеровоз "Меконг Спирит" ("Дух Меконга"), следовавший под флагом Мальты.
Выследила и задержала. Поводом стала оперативная информация (по некоторым данным — анонимный телефонный звонок) об опасном грузе, о котором капитан не уведомил греческие власти.
Осмотр судна подтвердил сигнал. В контейнерах находилось около 700 тонн промышленной взрывчатки, детонаторов, боеприпасов для стрелкового и спортивного оружия, прочих специфических материалов.

Деликатность ситуации придавало то, что судно следовало в одну из горячих точек Африканского континента — Южный Судан. На торговлю с этой страной спецкомитетом по санкциям Совета безопасности ООН объявлено международное эмбарго (Украина также присоединилась к санкциям, правда, уже в этом году). Взрывчатка отнесена к продукции двойного назначения. И один лишь факт того, что она направлялась в проблемный регион, насторожило греков.

На борту был украинский экипаж — 17 человек, включая опытного капитана Сергея Невечерю.
После задержания контейнеровоз отконвоировали на военно-морскую базу НАТО в бухте Сауда (Кипр). Было открыто уголовное дело, в том числе по факту контрабанды, а также нарушения порядка информирования командой судна о перевозке опасных грузов.

Реклама

Начатое греками следствие показало, что "Меконг Спирит" вышел из Испании, в турецком порту Измир загрузился партией контейнеров и через Суэцкий канал действительно направлялся в Южный Судан.

Несколько недель нашим морякам, у которых под запись взяли пояснения, было предписано не покидать судно. То есть, сила к ним не применялась, но и сходить на берег не разрешали.
Несмотря на то, что управляющая компания предоставила грекам документы, которые подтверждали маршрут следования груза и легализовали его доставку, греков доказательная база не удовлетворила.
Затем "Меконг Спирит" перегнали в Салоники. Членам команды позволили сойти на землю, чтобы они не были привязаны к судну. В соцсетях сообщалось, что у моряков забрали личные документы, однако позже оказалось, что информация была неточной. А Невечерю изолировали — следователи работали с капитаном индивидуально и разместили отдельно.

Дипломатическая помощь

Как только появились первые сведения о бедственном положении наших моряков, посылающих, образно говоря, сигналы SOS, но уже с берега, им взялись помогать сотрудники посольства Украины в Греции. Именно через консула Максима Текина осуществлялась связь с моряками, их родственниками в Одессе, именно он встречался с представителями греческих правоохранительных органов, соответственно, информируя о результатах руководство МИД в Киеве.

Реклама

Как рассказывает сейчас Татьяна Морозова, мама одного из моряков, дипломаты действительно немало сделали для экипажа, да и не только для него:

— Максим буквально с первых дней после задержания судна был с нами на связи, несмотря на большую загруженность, находил время поддержать морально, рассказать, что сделано, какие и с кем встречи проведены, что они конкретно дадут, и это вселяло оптимизм, — говорит Татьяна Петровна. — Не без вмешательства и участия консула были решены жилищные, социально-бытовые вопросы ребят, которые до этого были вынуждены ютиться в очень стесненных условиях на судне, у них были проблемы с питьевой водой, пищей, гигиеной, топливом...

Морозова добавляет, что и Текин, и сотрудник оперативного отдела Департамента консульской службы Максим Коваленко постоянно консультировали родственников моряков, куда те могут обращаться для содействия в возвращении ребят. Постоянно на связи был заместитель директора Департамента консульской службы — начальник Управления консульского обеспечения Василий Кирилыч, которому звонили в любое время дня и ночи и тоже находили поддержку.

— Речь шла о письмах, которые мы направляли в МИД и Минюст Греции, а также многие другие инстанции, включая международные, от которых зависело решение вопроса, — конкретизирует Татьяна Петровна. — Кроме того, нам рассказывали о нотах в адрес греческой стороны с просьбой объективно во всем разобраться и принять решение в пользу наших соотечественников...
Однако время шло, а греки никак не могли определиться, что с ними делать дальше.

Правоохранительные органы, имея в запасе законные полтора года (досудебное следствие в этой стране, по словам наших дипломатов, длится до 18 месяцев), и не отказывали в решении вопроса, однако и не торопились с вынесением вердикта.

Отчаявшись, Татьяна Морозова, Ирина Фадеева, жены других моряков начали писать письма и в Киев — с просьбами, а затем и требованиями ускорить процесс. Мол, обещания обещаниями, только все застыло на мертвой точке.

— Семьи остались без средств к существованию, членам экипажа ничего не платили, масла в огонь подливали не всегда проверенные сообщения в соцсетях — о том, что они недоедают, что их подкармливают, как нищих, без роду-племени, а также слухи, что из-за антисанитарии люди страдают различными заболеваниями и расстройствами, что, конечно, вызывало большое беспокойство у родных, — говорит жена другого моряка.

Была надежда, что проблема разрешится в ходе встречи заместителей министров Греции и Украины в конце прошлого года. Однако все свелось к обычной риторике — предпринимается максимум возможного, чтоб украинцы вернулись домой. Но никаких конкретных действий.

По поручению главы МИД Павла Климкина в Грецию был командирован Василий Кирилыч.

— Мне удалось провести ряд результативных встреч и переговоров, в том числе с представителями МИД, Минюста, генеральным прокурором при Верховном суде Греции, прокурором Афин, следователями, после чего сложилось впечатление, что греческая сторона настроена объективно и в полном объеме разобраться во всех обстоятельствах этой истории, а вовсе не затягивает сроки, — сказал дипломат в интервью "Сегодня". — На наш взгляд, речь должна идти о разделении дела по крайней мере на три составляющих — о перевозке груза, судне и экипаже. Естественно, мы заинтересованы в том, чтобы люди скорее вернулись к семьям. Тем более, их статус не определен — не свидетели, не подозреваемые, не обвиняемые, не арестованные. А кто тогда? У них не изъяты личные документы — книжки моряка остаются на руках. Ограничений в перемещении по стране для них нет. Им временно — до окончания следствия и вынесения приговора — ограничен выезд из страны. Но если нужны дополнительные показания к уже имеющимся, ничто не мешает отобрать их в устном или письменном виде. Взяв при этом у каждого обязательство при необходимости лично явиться в генконсульство Греции в Одессе по первому же требованию следователей. Греческая сторона это наше предложение приняла к сведению, но не удовлетворила. Видимо, допуская, что моряки, какое-то время побыв на родине, снова отправятся в рейс, и ищи-свищи ветра в море...
Дипломат добавил, что на вопросы относительно ускорения досудебного следствия прозвучал четкий ответ генпрокурора — в Греции правоохранительные и судебные органы независимы, любое вмешательство в их работу расценивается как попытка давления и преследуется по закону.
То есть, и после командировки Василия Кирилыча вопрос оставался открытым. И родственники перешли к активным действиям.

Спасти сына

Устав почти за год выслушивать одно и то же, Татьяна Морозова отправилась в Грецию искать справедливости на месте и добиваться возвращения Саши, чего бы это ни стоило.

— У меня один сын, — говорит женщина. — И я им слишком дорожу, чтобы сидеть у моря и ждать погоды, выслушивая обнадеживающие слова, от которых ничего не меняется в принципе.
Морозова говорит, что ее, как мать, не интересует ни груз, который был на борту судна, ни его маршрут следования в Африку:

— Знаю, что сын, как и другие члены команды, не был причастен к этому грузу — в Измир судно привел из Испании другой экипаж, поэтому наши моряки никакой контрабандой не занимались, — продолжает она. — Вопросы надо задавать капитану. Но он по-прежнему находится отдельно и ни с кем из ребят не встречается. Почему Невечеря так себя ведет, мне неизвестно. Моя главная задача — вернуть сына...

Кирилыч, будучи в командировке, также хотел встретиться с капитаном "Меконг Спирит". Невечеря, который находится сейчас в Афинах, поначалу согласился. Но видимо, передумал, так как больше на звонки и СМС не откликался.

— Мне трудно объяснить причину, возможно, капитан проконсультировался с судовладельцем, адвокатом, и это была их согласованная позиция. В любом случае Невечеря остается гражданином Украины, стало быть, независимо от выявленных следствием обстоятельств, мы будем продолжать заниматься и им...

Итоги кратко

Таким образом, ситуация на вчерашний день была следующей.

Татьяна Морозова и Ирина Фадеева, жена другого моряка, еще в Греции. Им разрешили общаться с ребятами. Обе верят в их освобождение — например, под поручительство дипломатов (такие факты не редкость). Благодаря непосредственному участию почетного консула Украины в Греции и представителям местной диаспоры члены экипажа "Меконг Спирит" получают продукты питания и воду. Моряки по очереди поддерживают жизнедеятельность судна. Их правовой статус так и не определен. Подозрения и обвинения не предъявлены. Следователи, специализирующиеся на раскрытии преступлений в сфере международных морских перевозок, считают, что о характере груза был информирован не только капитан. В дело введен новый греческий адвокат, представляющий интересы членов экипажа. Он подал ряд новых ходатайств. Правда, одно из них уже отклонено. Арест с находящегося в порту Лаврио, в 70 км от Афин, судна снят. Контейнеры выгружены.

Однако до конца не прояснилась ситуация с конечным получателем груза — так называемым энд-юзером, настоящий он или подставной. Судовладелец оплатил капитану жилье в Афинах и услуги его защитника. С членами команды Невечеря не общается. Через посредников мы пытались с ним связаться, однако услышали, что "кэп интервью не дает". Следствие может длиться до ноября. То есть до истечения 18 месяцев, оговоренных греческими законами. Впрочем, сроки могут и продлить — до выяснения всех обстоятельств, связанных с происхождением груза. В генпрокуратуре Греции переводят документацию, поступившую в ответ на запрос из Южного Судана. Материалы, по некоторым данным, содержат немало юридических и фактических противоречий, требующих анализа и привлечения экспертов по проблемам применения международных санкций.

Суданцы утверждают, что взрывчатка предназначалась не для военных, а сугубо гражданских, мирных целей — буровзрывных работ в горнодобывающей промышленности. Василий Кирилыч направил благодарственное письмо генпрокурору Греции, где, по его словам, содержится мотивированное предложение — как законно и быстро разрешить проблему "Меконг Спирит". Что это за предложение, не признался, заявив, что не уполномочен делиться чувствительной информацией с прессой. Сообщил лишь, что департамент располагает копией документа спецкомитета ООН по санкциям, где утверждается, что груз с промвзрывчаткой мог следовать в Южный Судан на законных основаниях. Такой же документ есть у греков. Если это так, из-за чего тогда сыр-бор длиною почти в год? Интрига сохраняется. Разгадки пока не видно.

Василий Кирилыч не разделяет мнение некоторых родственников горемычных моряков, что дипломаты пустили эту историю на самотек. Считает наоборот — если б не их активность, положение членов команды выглядело гораздо плачевнее...

На вопрос "Сегодня", какое у парней настроение, Морозова написала прямо:

— Настроение с нашим приездом улучшилось, возили их в музеи, Акрополь посмотреть в Афинах, вместе проводим время, гуляем, общаемся. Для них это все—таки разнообразие. Готовим ребятам вкусненькое... А остальные члены экипажа на судне очень невеселые...

Ну, все по-Жванецкому: время в ожидании проходит медленно.

Эксперт: часто крайними делают членов экипажей

Андрей Шевченко, аналитик, руководитель проектов благотворительной организации "Ассоль":

— Начну с нескольких показательных цифр. Документы моряка в Украине имеют более 200 000 человек. В мировой судоходной отрасли постоянно работают около 80 000. В настоящий момент организации "Ассоль" известно о 115 гражданах Украины из 15 экипажей, задержанных за разного рода преступления и правонарушения по всему миру. Кроме того, свыше 100 человек находятся в пенитенциарных учреждениях Турции, Греции, Италии по обвинению в незаконных перевозках нелегалов.

Что касается ситуации с контейнеровозом "Меконг Спирит". Капитана обвиняют в том, что он не проинформировал власти Греции о наличии опасного груза на борту согласно классификации ІМО, а сам груз перевозился с нарушениями санкций ООН и ЕС.

На наш взгляд, у капитана и экипажа не было ни необходимости, ни технической возможности оповещать греческие власти о транспортировке данного груза. Он был предусмотрен частью коммерческого контракта между компаниями Турции и Судана. Компания — оператор судна предоставила все необходимые корпоративные документы, сертификаты конечного пользователя, лицензии от имени турецких отправителей и суданских получателей груза.

Судно оснащено необходимыми системами оповещения, полностью соответствует всем международным требованиям и стандартам в этой сфере. После того как об этом случае стало известно, к оказанию помощи морякам подключились украинско-греческая благотворительная организация, почетный консул Греции в Украине, другие заинтересованные лица. Хочется верить, это даст свои результаты, и моряки рано или поздно вернутся домой живыми и здоровыми.

Тем не менее хотелось бы отметить, что криминализация уже долгое время остается одной из наиболее острых проблем в морской профессии. Работа на любом судне очень нелегка, в высшей степени ответственна, но когда в море случаются непредвиденные инциденты, чаще всего крайними делают именно членов экипажей.

Дабы избежать проблемных ситуаций, максимально обезопаситься, сохранив здоровье, а нередко и жизнь, до оформления на работу через крюинговую компанию и отправления в рейс мы настоятельно рекомендуем обратиться в нашу организацию, а также морской профсоюз, чтобы получить достоверную информацию о работодателе, судне, капитане, другие подробности. Это очень важно.
МИД Украины и "Ассоль" регулярно публикуют предупреждения об особенностях нахождения или работы в той или иной стране — такого рода информацию тоже стоит постоянно отслеживать. Ну и если работодатель не выполняет условия контракта, меняет их, толкает на противоправные действия, необходимо защищать свои интересы всеми законными способами.

Один в море не воин. Но опыт показывает, что сообща, коллективными усилиями можно добиться многого, извлекая необходимые уроки из чужих и не допуская собственных ошибок.

Почти все в сборе. Отправляясь в обычный рейс, одесситы не догадывались, что их ждет

Цифры и факты: в Греции есть все. И наши моряки тоже

  • По неофициальным данным, в судоходной отрасли Греции работает от 10 до 12 тыс. граждан Украины.
  • За последние годы к уголовной ответственности в этой стране привлечено около 150 наших моряков. В том числе за причастность к нелегальной миграции — 120. Из них 42 человека осуждены.
  • За три месяца прошлого года было арестовано 20 граждан Украины, за тот же период нынешнего — 7. 
  • Три украинца, отбыв по 7,5 лет, вышли из заключения и вернулись домой. Ожидается, в мае на свободу выйдут еще двое.
  • Кроме "Меконг Спирит", в Греции арестованы суда "Андромеда" и RS397 с украинцами в экипажах.
  • Гражданин Украины Анатолий Черкасский, приговоренный греческим судом к 7 годам лишения свободы, на днях узнал, что произошла ошибка, и его срок в 10 раз больше — 70 лет! Моряк надеется на благосклонность Фемиды и на то, что до глубокой старости сидеть не придется.
  • С начала апреля за нелегальные перевозки мигрантов были арестованы еще трое украинцев.
  • (Опросы независимых экспертов в сфере морских перевозок, крюинговых компаний, профильных профсоюзных организаций)