Староверы в Украине: жизнь без газа и света, зато по 14 детей в семье

30 января 2018, 07:16
"Сегодня" побывала в гостях у староверов в Тернопольской области

Живой мотор. Вращая по кругу автомобильный мост, лошадь помогает Василию столярничать. Фото: А. Кузаков

Они не подключают свои дома к электричеству и газу. Стараются не пользоваться никакими благами цивилизации. Но это не мешает им заводить по 14 детей и быть счастливыми. Необычная община живет в Тернопольской области. 

— Повернете направо и там за магазином увидите деревянные заборы. У них они только из дерева, — объясняет, как найти необычную общину местный житель Космырина.

Реклама

Их называют по-разному: и староверами, и украинскими амишами, и картузниками. Последнее — из-за того, что они постоянно ходят в кепках.

В таком же головном уборе, возле своего двора, огражденного деревянным забором, ходит Василий. На ресницах, лице и одежде у него деревянная стружка. Мужчина занят работой, делает мебель.

— Это моя столярка, я ее построил своими руками, — Василий заводит в помещение. Посредине стоит громадный деревообрабатывающий станок. — Сам себе сделал. У меня очень много детей. Каждый год их нужно женить; обстраивать, делать мебель в дом — столы, кровати, шкафы, окна двери.

Реклама

Дома картузников выкрашены в голубой цвет. Окна и двери деревянные. Газ, электричество, а тем более интернет не подключают. Если жилье покупают у так называемых светских односельчан, все это необходимо отключить. Внутри дома стены, пол и потолок, обмазанные глиной и покрашены в тот же голубой цвет. Все очень простое, но выглядит очень опрятно.

Василий тем временем продолжает работу. С одной стороны помещения составлены доски, с другой — каркасы уже почти готовых шкафов. Мужчина запускает станок.

— Техника работает без электроэнергии, — акцентирует Василий. В столярке со страшным гулом начинается работа. Мужчина пропускает через резаки доску. — Вот теперь у нас есть фельц, — обработанная доска станет элементом будущей кровати, объясняет Василий.

Реклама

Работа продолжается. За окном видно лошадь. Она почему-то ходит по кругу. Неужели все эти механизмы большого станка движет именно она. Картузник подтверждает и рассказывает принцип работы станка.

— Бог создал лошадь, абы она служила человеку. Лошадка ходит по кругу, и делает работу, — продолжает Василий. — Я постелил резину, чтобы ей было удобней ходить.

Картузник выходит на улицу и показывает животное, которое называет Юля:

— Она очень хорошая, потому что помогает нам прожить, зарабатывает на кусок хлеба. Она крутит станок, делает мебель. Весной будет помогать сажать картошку.

Лошадиные силы к станку Василий подключил при помощи автомобильных деталей. По кругу лошадь крутит мост от автомобиля ГАЗ-53.

— Там внизу в яме я установил кардан. Вот у меня рычаг, который переключает передачи, — объясняет Василий. — На станок я могу дать любую передачу. Резать — ниже, — стругать — выше… Дает до восьми тысяч оборотов в минуту, в то время как заводской фрезер выдает шесть. Люди жили до нас много тысяч лет, и электричества не было, — говорит картузник.

Христианская община в этих краях появилась еще в 1927 году. Своим пророком называют Ивана Деркача, который здесь жил и проповедовал. Это он заповедал, что его последователи не должны пользоваться никакими благами цивилизации. Василий — родственник Ивана Деркача.

— На другой улице меж нами жил человек. Мы его называем пророком. Потому что все, что он говорил, все исполнялось. Он нас научил такой жизни, — объясняет картузник. — То моей бабушки родной брат. Я с ним вырос на одном дворе. Он никому в жизни в селе не сделал ничего плохого. Кривого слова не сказал. Прожил 82 года. Уже девять лет прошло, как он умер. 

А пророк общины также заповедовал, чтобы детей имели столько, сколько Бог дает.
В это время на школьном дворе перемена. Сельская кошмыринская школа просто по швам трещит. Каждый год в первый класс идет все больше и больше деток.

— Рождаемость с каждым годом все больше и больше, — объясняет директор школы Владимир Кривулич. — Появляется больше молодых семей и больше рождается детей.

Чтобы дать возможность всем детям учится, ученики занимаются в две смены. К примеру, в 2017 году в Космырине появились на свет 56 младенцев, а умерли 10 местных жителей. Чистый прирост населения — 46 человек. Всего в селе живут почти 1300 человек.

— У нас 14 детей, — хвалится Василий. Он заходит в дом, где в это время его жена готовит еду.

— Сколько у нас уже внуков, — спрашивает у супруги картузник. — 31. — Это ты и Василя посчитала? — Тогда 32, — улыбается женщина. — 32 внука!

Плита, на которой готовится еда — на дровах.

— Вы специально не пользуетесь газом? — Да, потому что мы не хотим, — отвечает Василий.

На плите стоит гора кастрюль. Еды нужно готовить очень много. Особенно, когда все дети и внуки одновременно придут в гости.

— Как все придут, то полный двор, — смеется жена Василия Надежда и подбрасывает дрова. — Я варю десять литров борща.

Без благ. Всю мебель картузники делают только вручную, а еду готовят исключительно на дровах. Фото: А. Кузаков

— А еще напечет хлеба, сварит холодец, плов. Много всего, — добавляет Василий.
Обстирать всех — тоже вручную. Летом женщины картузников устраивают большую стирку на берегу Днестра. Зимой стирают дома на деревянных досках.

— Вот она стиральная машина, — Василий показывает доску, которую сам смастерил. — Девушки стирают на ней. В селе дети больше пачкаются, чем в городе. Больше нужно стирать.

Тем не менее, все члены общины чистые и опрятные. Одежда яркая. Женщины в цветных платках. Почему картузникам их пророк заповедовал ходить в головных уборах — объясняет Василий.

— Если я кепку скину, причешусь модно, меня будет тянуть в бар, или в какое другое заведение, — улыбается картузник. — А если я простенько подстригся, причесался, кепкой голову прикрыл, и я иду себе по городу, но я уже не такой как все. Я уже не такой гордый. Вот поэтому он нас и учил, чтобы мы ходили в кепках, чтобы не были такими тщеславными.

Это же относится и к женщинам.

— Женщина, когда волосы расплетет, красиво напудрится, принарядится, к ней другой парень липнуть начнет, — смеется Василий. — И она уже начнет хотеть чего-то другого. А так завяжет платочек, и она уже будет знать, что имеет своего одного мужа.

— Я только высматривал, где есть красивые девушки, потому что любил очень красивых, вот такую Надежду Степановну и нашел в соседнем селе, — улыбается Василий и рассказывает, как познакомился с женой. — Жила она возле дороги, а я каждый день ездил на работу и смотрел в окно.

Прежде чем создать семью в общине, молодые люди не встречаются. Жених сразу идет к родителям понравившейся девушки.

— Один раз посмотрел, второй, третий… Вот и сказал отцу, что возьмите ее из соседнего села. А отец взял и привел, — продолжает семейную историю картузник.

Свадьбу не гуляют — это считается расточительным.

— Вот и осталась она у нас. Живем уже 32 года. Разводиться не собираемся. Нет у нас такой традиции, — говорит глава семьи.

К детям у картузников особое отношение, поэтому и заводят их такое огромное количество. — Я вам скажу, что люди радуются дорогим машинам, домам, тому, что временное. А мы радуемся своим детям. Потому что это наше наследство и наследие, — говорит картузник. В это время к Василию подъезжает односельчанин на телеге с лошадью.

— Конь проще, чем машина, и мы стараемся проще жить, — объясняет сосед.
Тем временем жена Надежда заканчивает готовить пищу. Дети несут воду помыть руки. Набирают ее на улице. Василий читает молитву, и семья собирается за столом.