Сто дней после "Минска-2": что изменилось (инфографика)

3 июня 2015, 08:29
Эксперты: стреляют меньше, но Запад стал осторожнее с Украиной

На днях исполнилось 100 дней с момента подписания вторых соглашений в Минске. Спустя более чем три месяца переговоров градус военного напряжения на Донбассе понизился, но не упал до нулевой отметки. "Сегодня" узнала у экспертов, что принесли Украине 100 дней как бы перемирия в трех сферах — политике, экономике и военной ситуации.

Реклама

ПОДДЕРЖКА ЗАПАДА. Если раньше она была почти безоговорочной, то с недавних пор в отношениях Украины, Европы и США появились "трещинки". По мнению политолога Вадима Карасева, со времен Минска-2 поддержка Запада стала менее активной. "Это связано с тем, что реформы и борьба с коррупцией идут медленно. Но оценки Запада относительно России не поменялись: Запад продолжает считать, что реализация Минских соглашений в первую очередь лежит на РФ", — говорит Карасев.

Профессор кафедры политологии НУКМА Алексей Гарань уверен, что снимать санкции с РФ пока не будут:

"До конца года вопрос о снятии санкций или об их смягчении подниматься не будет, так как РФ пока не делает реальных шагов к миру", — подчеркнул Гарань. 

ФАЛЬШИВЫЙ МИР. Изоляция вынуждает Россию к переговорам. "Риторика РФ стала более миролюбивой, но это фальшивое миролюбие", — говорит Карасев. Напомним: в конце мая в РФ заявили о закрытии проекта "Новороссия", который, по словам экс-нардепа и спикера проекта Олег Царева, должен был включить в себя 9 юго-восточных областей Украины. Гарань считает, что за заявлениями политиков РФ о мире ничего не стоит. "РФ говорит, что готова признать оккупированные территории частью Украины, но это только слова. На самом деле Россия хочет легитимизировать боевиков и переложить финансирование конфликтных территорий на Украину и Запад", — говорит Гарань.

Реклама

ДОСТИЖЕНИЯ. Политолог Владимир Фесенко считает, что переломить ход конфликта в Минске не удалось, но определенные достижения есть.

"Стреляют меньше. Но сразу же после подписания последовало грубейшее нарушение в Дебальцево. Германия и Франция закрыли на это глаза. Это была ошибка, которая обусловила ущербность мирного процесса в дальнейшем", — говорит Фесенко.

Эксперты считают, что Минский формат переговоров несовершенен. "Он предотвратил большую войну, но не убрал условий для возобновления боев", — считает Карасев. "Для Украины лучшим был бы Женевский формат (привлечение к переговорам США. — Авт.)", — говорит Гарань. Но Фесенко не считает это панацеей. "США неофициально и так уже добавились. Они ведут переговоры с РФ, но прорыв не происходит. Единственное, к чему могут привести Минские договоренности, — замораживание конфликта", — сказал Фесенко. 

"Мы и они стали сильнее"

Реклама

На ключевой вопрос для Украины — что изменилось на фронте за 100 дней после "Минска-2", военные отвечают и с оптимизмом, и с долей горечи. "Раньше боевики использовали тактику нападения, а теперь беспокоящего огня, чтобы спровоцировать украинских военнослужащих на ответ. Все это делается для того, чтобы потом заявить, мол, ВСУ нарушают Минские договоренности, — сказал "Сегодня" спикер Генштаба ВСУ Владислав Селезнев. — Нас периодически упрекают в том, почему мы не наступаем. Здесь есть такой аспект — наступательное действие несет в себе риск. Сейчас у боевиков есть серьезное вооружение и регулярная подготовка, а за спинами "ДНР" и "ЛНР" — вооруженные силы РФ. Но украинская армия, — и по количеству, и в техническом плане, и по уровню боевого духа, — превосходит силы "республик". Что касается положительных моментов, то изменилась система боевой подготовки, особенно — подготовки мобилизованных при 4-й и 5-й волнах". 

Военные эксперты считают, что после "Минска-2" было лишь одно серьезное достижение — захват двоих российских гэрэушников в Счастье. "Кроме этого и удержания Широкино особых успехов нет, — говорит эксперт Алексей Арестович.

— Когда под Дебальцево боевики стянули все свои силы, Горловка неделю стояла окруженной всего лишь взводом полиции "ДНР", и ее можно было взять. Украине нужна активная оборона и наступление — с освобождением населенных пунктов". Кроме того, по данным последнего отчета ООН в конфликте на Донбассе погибли более 6 400 человек, почти 16 тысяч человек ранены.

Экономика: получили транш, блокада осталась

Экономические итоги развития страны спустя 100 дней после Минска-2, мягко говоря, не радуют.

"Из плюсов — получение 13 марта первого транша в размере $5 млрд в рамках новой программы помощи от МВФ и размещение на международном финрынке ценных бумаг на $1 млрд под гарантии правительства США и символические 1,85% годовых, причем на длительный срок — погашение в мае 2020, — считает президент Украналитцентра Александр Охрименко.

— Из минусов — падение промпроизводства с начала года почти на 20%, инфляция под 40%, неудачные переговоры Минфина о реструктуризации долгов, которые наделала прежняя власть в 2009—13 гг. Это поставило под угрозу получение второго транша от МВФ на $1,6 млрд. Ведь первый займ нам дали в какой-то мере авансом, надеясь, что минские договоренности окажутся намного результативнее, чем мы имеем на сегодня".

Аналитик МЦПИ Александр Жолудь уверен, что минские соглашения все же позволили более-менее нормально работать предприятиям по обе стороны линии боев, так как прекратились обстрелы, диверсии боевиков на наших ж/д путях, прежде всего возле Мариуполя, через порт которого идет отгрузка продукции металлургов на экспорт.

Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич называет безальтернативными поставки антрацита с шахт на оккупированной территории: "Без него остановлены несколько наших ТЭС, но пока налицо полная дезинтеграция с "ДНР" и "ЛНР", включая свежие заявления Юрия Луценко об установлении полной блокады региона. Надо договариваться о поставках угля уже сейчас, иначе зимой в стране наступит энергетический коллапс".