Тимошенко сражалась с Дракулой за шведов

30 июня 2010, 07:44
Дублер главного героя в скандинавском фильме "Мио, мой мио" — крымчанка и живет в Ялте.

Реклама

13-летняя школьница из Ялты Лена Ступакова (Тимошенко) на момент съемок фильма-сказки "Мио, мой Мио" была самым юным каскадером в мире! Она дублировала главного героя – юного принца Мио. Количеству съемочного времени и набору трюков, в которых была задействована Лена, позавидовал бы любой каскадер экстра-класса. И этот англо-шведско-советский проект с бюджетом 55 млн. крон и музыкой знаменитых музыкантов "АВВА" Бенни Андерссона и Бьёрна Ульвеуса стал для нее дебютным. В большое кино она попала из секции скалолазания. "У нас обычная тренировка была на скалах в Краснокаменке, – вспоминает Елена Тимошенко. – К нам приехал Валерий Павлович Павлотос, который отвечал за постановку трюков на высоте в этом фильме. Но я этого тогда не знала. И вот, он и еще какие-то люди из Москвы просто наблюдали за нами со стороны. А потом мой тренер Маргарита Темникова сказала, что меня выбрали для участия в кино. Я даже не знаю, сколько было кандидатов. Причем им нужен был мальчик, а выбрали почему-то меня…" По словам ветерана Ялтинской киностудии Валерия Павлотоса, режиссер фильма "Мио, мой Мио" Владимир Грамматиков действительно просил найти смелого, ловкого мальчика и был поначалу обескуражен тем, что его просьбу исполнили с точностью наоборот. Он категорически не соглашался, пока сам не увидел обаятельную, стриженную "под мальчика" девчонку. "А главное, она же была отчаянно смелой, вообще не знала, что такое страх на высоте, по скалам лезла, как человек-паук и не зря в своем возрасте уже завоевала кучу медалей, – говорит Валерий Павлович. – Грамматиков, как и вся наша интернациональная команда от Лены были в восторге. Но я и не предполагал, какие испытания, кроме высотных трюков, ждали ее на съемочной площадке".

В марте 1986-го съемки начались с работы в павильонах киностудии им. Горького в Москве. И девочку сразу же отправили в "Башню смерти"! Создавая эту декорацию, замечательный художник Константин Загорский, похоже, выплеснул всю нерастраченную фантазию по части фильмов ужасов – в СССР же настоящих "ужастиков" не снимали. На зловеще подсвеченной факелами, закругленной каменой стене сверху до низу бли подвешены человеческие скелеты; на дне плескалась черная вода; в нишах и на выступах суетились крысы, а по канатам и цепям ползли змеи. И никакой бутафории – вся живность настоящая! "Вверх я могла взбираться и без страховки, – рассказывает Лена. – Но, вот эти крысы и змеючки… Это же были не декоративные черно-белые крысы, а настоящие – серые и противные, а змеи очень крупные! И хоть меня подбадривали, что они безобидные и не укусят – всё равно было очень неприятно. Ведь при подъеме в одном случае я хваталась за уступ, по которому бегала крыса, в другом – опиралась ногой, и мне нужно было оттолкнуть змею, чтобы встать на опору. Но ничего справилась, даже дублей потребовалось меньше, чем планировали". В этой же башне Лена, по сценарию – как дубле Мио, срывалась, и падая – без страховки – успевала схватиться двумя руками за уступ. Внизу ее готовы были подхватить страховщики – высота всего 5 м. И за тем как это у нее получается следили мальчишки – главные герои швед Ник Пиккард (Боссе/Мио) и англичанин Кристиан Бэйл (Юм-Юм/Бенке). "Я всё думала: ну что это за пацаны, которые даже прыгнуть нигде не могут? – рассказывает Лена. – Может, их по контракту от любого риска ограждали. Но это на наших отношениях не сказывалось, никаких обид – мы через переводчика общались, они такие смешливые, всё время хохотали и в отличие от меня к съемкам относились не как к работе, а как к игре. Я была более дисциплинированной".

Кульминацией московского периода съемок для Лены было сражение на мечах с коварным рыцарем Като. И ее партнером в этих сценах был ни кто-нибудь, а сам сэр Кристофер Ли! Человек-легенда – знаменитый кинозлодей (Граф Дракула, граф Дуку в "Звездных войнах" и Саруман во "Властелине колец"), имя которого занесено в Книге рекордов Гиннеса, как актёр, указанный в титрах наибольшего количества фильмов – 264 (и 69 из них – ужастки!)

Реклама

"Он меня подбадривал, что-то говорил и похлопывал по плечу, иногда вместе с постановщиками боя подсказывал как мне лучше замахиваться мечом, – говорит Лена. – Меч для меня был тяжеловатым все-таки и я не могла с размаху точно попасть по замку, чтобы срубить его с двери. В этой же сцене Кристофер Ли атаковал не только мечом, но и пытался поразить меня шаровой молнией. И вот был такой момент, уклоняясь от этой молнии, которую потом впечатали в кадр комбинаторы, я срубала мечом цепь с подвешенным канделябром. Канделябр летел вниз, а я ухватившись за цепь поднималась под самый потолок зала. Всё было рассчитано так, что сняли одним кадром – там нет никакого монтажа. До сих пор помню, как после съемок аплодировала вся группа".

После Москвы у советской школьницы было самое интересное – заграница! Лена летела в Швеции без мамы, за нее в экспедиции отвечал Валерий Павлотос. В соседнем кресле с ней сидел популярный актер, исполнитель ролей во многих детских фильмах – Игорь Ясулович. Сказка продолжалась! В Стокгольме для "мисс Ступаковой" был забронирован шикарный номер в отеле и закреплен персональный автомобиль. Лена признается, что и отель, и город на нее произвели потрясающее впечатление. Когда шведы спросили ее, чтобы она хотела купить – Лена долго не раздумывала: "Плеер и кроссовки "Адидас". В шведских кронах ее гонорар составлял около трех тысяч долларов и она могла позволить себе "детские капризы". "Меня привезли в какой-то огромный магазин и там был целый отдел фирмы "Адидас", – рассказывает Лена. – Кроссовки по стенам были расставлены с пола до потолка – выбрать из такого количества не представлялось возможным! И я чтобы долго не мучаться ткнула пальцем в нежно розовые на двух липучках. Потом мне шведские школьники подсказали, что это очень дорогая модель – далеко не всем по карману. Меня же пригласили в школу, и я была на уроке географии. Учительница спрашивала, кто может показать на карте Австралию и никто в классе с этой задачей не справился. А когда я вышла и показала указкой Австралию – мне мои сверстники хлопали будто я в викторине главный приз выиграла".

И на съемочной площадке у Лены был шикарный, сказочный эпизод. Она пролетала над ночным Стокгольмом на высоте 40 метров! Ялтинская девчонка рисковала вместо шведского парня – по сценарию Мио зацепившись за бороду джинна улетал в Диковинную страну. 6-метровую бороду сделали наши умельце на Ялтинской киностудии из полипропиленовых прядей швартового каната. "Мы опять обошлись без компьютерной графики, – вспоминает Валерий Павлотос. – Борода была закреплена на конце гидравлической стрелы автокрана, который пригнали на видовую площадку. Город под нами был как на ладони. И борода пролетала над Стокгольмом, а вместе с ней и Лена, которая болталась на моих страховках – она двигала руками и ногами, даже перемещалась вверх и вниз, чтобы у зрителя не было сомнений, что это живой герой, а не манекен. Всё это еще было подсвечено снизу прожекторами и на шведов это действие произвело сильное впечатление. Вокруг собрались сотни людей, останавливались машины, появились телевизионщики. У Лены после приземления брали интервью корреспонденты газет и ТВ, как у суперзвезды или космонавта!".

Реклама

"Я не понимала, что такого особенного сделала, – говорит Лена. – Но ажиотаж был такой, как будто в Стокгольме приземлились инопланетяне. Меня приглашали и на ТВ, и на какие-то светские рауты в фешенебельных ресторанах, где мужчины были во фраках, а женщины в шикарных длинных платьях. И я вот сейчас удивляюсь, что я всё это воспринимала без волнения и смущения, как будто со мной такое происходило всегда. А сколько мне подарков надарили!"

Заканчивались съемки для Лены в Крыму и она там отметилась настоящим подвигом, о котором до сих по не знают создатели фильма "Мио, мой Мио". Девочка-каскадер и кандидат в мастера спорта по скалолазанию сломала руку, споткнувшись возле своего дома! А ей предстояло еще переходить по бревну через 25-метровую скальную расщелину – Диковинную страну куда улетал Джинн с Мио из Стокгольма снимали возле Нижней Ореанды. "Я честно неделю в гипсе успела отходить, а потом когда начались съемки – у меня оставалось несколько кадров, афишировать перелом не стала. Дома гипс сама снимала, уезжала на съемки, а потом опять бинтами прикручивала…"

ИЗ КАСКАДЕРОВ – В ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

В качестве каскадера Лена снималась еще в нескольких картинах. Летала над морем в сказке "Гуси-лебеди", дублировала подростков – героев фильма "Лиловый шар", вскарабкивалась матросом на мачты кораблей в "Приключениях капитана Блада". А потом вышла замуж – в 18 лет, и стала Еленой Тимошенко. Через год родила дочку Настю, и еще через год сына Александра. В июне с мужем отметили уже 19 лет совместной жизни – живут интересно и дружно. Она помогает ему развивать бизнес – разрабатывает дизайн украшения для женщин, сама делает бусы, браслеты, кулоны. Можно увидеть Лену и за прилавком своих "бутиков" рядом с замком "Ласточкино гнездо" или на "Вернисаже" на ялтинской набережной. "Я счастлива, дети меня радуют – тоже хорошо учатся и спортсмены. Сашка – футболист, Настя – мастер спорта по художественной гимнастике. О том, что в кино могла еще себя проявить – мне как имногим возможно помешали 90-е годы, не самые лучшие для кинематографа. А потом это было мне уже неинтересно, хотя если сейчас пригласят – я в отличной физической форме, могу подумать над таким предложением" – улыбается Лена.