"Трамвай мечты" за пять минут довозит к морю

15 сентября 2009, 12:01
Швейцарцы приезжают в Молочное, чтобы... поцеловать единственный в мире сельский трамвай.

Реклама

Смотрите ВИДЕО

Немецкий трамвай в крымской степи — проект из разряда фантастических и, тем не менее, — реальный! Маршрут самого короткого трамвайного пути в мире начинается на окраине села Молочное (10 км от Евпатории), у ворот пансионата "Береговой", и через 1800 метров заканчивается у моря, на песочном пляже. 5-минутный проезд без остановок превращается в короткое романтическое путешествие с сюрреалистическими ощущениями: типичный стук колес и дребезжание старого городского трамвая, а за окном — степной пейзаж и гигантские радиотелескопы Центра дальней космической связи. И это не какой-нибудь аттракцион в трамвайных декорациях для отдыхающих, а все всерьез, по-настоящему: запах пропитанных гудроном шпал, искры контактной линии, проездные талоны, кондуктор… Такое нетипичное трамвайное движение организовала директор пансионата, причем в то время, когда в больших городах трамвай вытесняли с улиц на задворки истории.

"Это была моя заветная мечта, но много лет я не знала, как подступиться к ее осуществлению, — рассказывает генеральный директор пансионата "Береговой" Татьяна Чистякова, которая руководит здравницей с 1970 года. — У нас отдыхает 450 человек, и подвозить их к морю на автобусах неудобно: в салоне жарко и тесно. А строить корпуса ближе к берегу нельзя было — после ливней озера разливаются, и все вокруг затапливает. Я искала какой-то более удобный транспорт, и в 87-м случай свел меня с железнодорожниками из Коростеня. После событий на Чернобыльской АЭС они искали пансионат для своих работников, и мы договорились о "бартере": решение транспортного вопроса за путевки. Сначала думали о дрезине, но она работает на бензине, и это наносило бы ущерб экологии, вокруг же озера с целебными грязями. А трамвай безвреден для природы. Мы сделали расчеты и составили смету, которую я поехала утверждать в Крымское облуправление сельхозяйства. Начальник управления Григорий Мартынец смеялся надо мной: "Да ты что, Татьяна?! Трамвай в селе? Да нереально это!". Настолько несерьезно, с улыбкой, восприняли нас, что все документы мне подписали!".

Реклама

Весной 1989 года специалисты из Коростеня проложили трамвайный путь к морю, купили три стареньких немецких вагона Gotha у Евпаторийского трамвайного управления, и с открытием курортного сезона началось регулярное движение. Проезд стоил всего 5 копеек, сейчас — 1 гривня. Как и тогда, эта услуга включена в стоимость путевки: проездной отдыхающих в "Береговом" — их курортные книжки, остальные покупают талоны у кондуктора. "Зайцев" ни разу не ловила, — говорит кондуктор Людмила Костюк. — Туристы покупают билеты на память о проезде в нашем трамвае, а всех местных я знаю в лицо и по именам, поэтому у меня не пошалишь. Хотя мальчишки иногда пытаются".

В разгар сезона трамвай выполняет за день 30 рейсов и перевозит более 3 тысяч пассажиров. 50-летние вагоны-старички выдерживают эту нагрузку. "Немецкое качество! — поясняет не без гордости за "готов" главный энергетик системы и вагоновожатый Александр Семенченко. — Днище без коррозии, а заводские провода, как новые".

Трамвайное движение в селе поддерживается благодаря энтузиазму Татьяны Ивановны. От местных же помощи никакой, только проблемы: все норовят медный провод с линии срезать. Сейчас даже трамвайный путь под охраной, ведь ради него приезжают люди из Ассоциации трамвайных клубов Швейцарии, Германии и Чехии. "Взрослые мужики, а радуются трамваю, как дети, — улыбается Татьяна Ивановна. — Гладят его, целуют, фотографируются".

Реклама

ЭТИ "ГОТЫ" БЬЮТ РЕКОРДЫ

Трамвай в Молочном — это самая короткая трамвайная линия на планете – всего 1800 м (в Волчанске Свердловской обл., который претендует на прописку в Книге рекордов Гиннеса как самый маленький город в мире со своим трамвайным движением, линия "аж" 7500 м), и единственная, построенная в сельской местности. А два вагона — "Gotha – Т57" с двухсторонним выходом и "Gotha – Т59Е" с дверьми на одной стороне — выпущены в 1957-м и 1959-м на заводе города Гота (ГДР) и работают уже полвека! По словам инженера Александра Семенченко, который их обслуживает, на постсоветском пространстве уже не осталось подобных "готов" в рабочем состоянии: "Пять таких же работают в Евпатории, но там менялись детали". Самый знаменитый пассажир этого трамвая – Олег Янковский. Его персонаж "катался" здесь в фильме "Терра инкогнито" (1994).