Цветная "Весна на Заречной улице" обошлась в $1 млн

12 декабря 2010, 17:54
В новой версии учительница похожа на Кидман, а лампа превращалась из черной в зеленую

Цветной кадр из новой версии кинолетны "Весна на Заречной улице"

Реклама

В Одессе презентовали знаменитое черно-белое кино "Весна на Заречной улице" — легендарную ленту о любви показали... в цвете. На бесплатный субботний сеанс в зале Одесской киностудии почитатели шедевра пришли целыми семьями, принеся с собой розы для 85-летнего режиссера Марлена Хуциева.

Как оказалось, первые кадры цветной версии — черно-белые, и только спустя несколько минут, опустив стекло в окне грузовика на экране, учительница Татьяна Сергеевна (молодая актриса Нина Иванова) пронзает зрителя прямым взглядом голубых глаз. В этой "Весне" советский педагог очень похожа на Николь Кидман, а чемодан у нее зелено-голубого цвета.

Как рассказали на премьере, фильм не только раскрасили, но и восстановили старую пленку. Каждый из 120 тыс. кадров отреставрировали, убирая трещины и пятна, при помощи специального программного обеспечения, стараясь сохранить как можно больше оттенков серого, а также изрядно поработали со звуком ленты.

Реклама

Над возрождением "Весны" полтора года трудились специалисты студии "Крупный план", Госфильмофонда РФ, "Мосфильма" и даже... Индии. Новая жизнь "Весны на Заречной улице" обошлась идейным вдохновителям проекта почти в миллион долларов! Правда, изначально Марлен Хуциев — глава творческой группы реставрации, отнесся к оцвечиванию ленты более чем скептически.

"С огромным опасением откликнулся на предложение, — вспоминает Марлен Мартынович. — Колоризованный фильм "17 мгновений весны" производит тягостное впечатление. Мы не хотели, чтобы у нас получился цветовой разнобой. Потому вместе искали цветовое решение, делали пробы, обсуждали...".

В этом поиске полагались не только на память режиссера, архивы и мастерство художницы по костюмам "Мосфильма" Натальи Моневой. "Память памятью, но цвет — творческое решение, — говорит Марлен Хуциев. — Чтобы понять, как выглядел материал, приносили кусочки материи тех времен. Тогда в ч/б было много нюансов.

Реклама

Например, из-за плохого качества пленки решили белые рубашки красить в желтый цвет. Сложнее всего было с лицами героев". Как сознаются на студии, в ходе работы по расцветке фильма одна и та же настольная лампа из черной превращалась сначала в синюю, потом зеленую, а бутылка сладкой наливки "обесцвечивалась" до спирта. На презентации выяснилось, что Марлен Мартынович еще сам не смотрел "Весну" в цвете целиком, только по частям. А возвращение в Одессу для него стало настоящим событием.

"Я не был здесь с 1982 года, — сознался режиссер. — С того момента, как сел в поезд в Москве, не переставал испытывать волнение. В Одессе не смог сразу поехать в гостиницу, попросил сначала хотя бы проехаться по Пушкинской. Одесса — это город, в котором я второй раз родился — творчески...".

К слову, на второй родине режиссера мнения о цветовом решении "Весны" разделились. "Потрясающе передано все, как в молодость вернулась, — рассказала нам пенсионерка Елена Матвеевна. — У меня было точно такое же платье, как у Татьяны Сергеевны, только голубое". А вот молодежи кино показалось неярким. "Такое ощущение, как будто пленку постирали с отбеливателем и все краски вылиняли", — призналась студентка Олеся.

Чтобы показ на одесской киностудии был действительно премьерным, выход ленты на ТВ отложили на неделю. Телезрители смогут посмотреть "Весну" в цвете уже 17 декабря.

"ВЕСНА" ВЕРНУЛА КИНОСТУДИЮ ОДЕССЕ

"Весна на Заречной улице" в далеком 1956-м стала прорывом для одесского кинематографа. После войны наша киностудия оказалась в подчинении "Мосфильма" в качестве кинопроизводственной базы без права снимать собственные художественные ленты.

До 1955 г. она носила имя "Черноморская кинофабрика" и выпускала для узкой аудитории шедевры по типу "Улучшение лугов и пастбищ", "Глаукома" и другие учебные и научно-популярные фильмы.

Для возвращения статуса киностудии нужно было снять настоящий художественный кинопродукт. Мало кому известные тогда молодые дебютанты Петр Тодоровский, Марлен Хуциев и Феликс Миронер взялись снимать "Весну" в мартеновском и доменном цехах. А для проб построили настоящий класс с доской. В 1956-м ленту посмотрели более 30 млн человек.