У политиков дома висят Шагал, Бенуа и дед Никиты Михалкова

16 июня 2010, 07:30
Что покупают наши на Sotheby’s и Christie’s.

Sotheby’s в Киеве. Дмитрий Табачник, известный коллекционер, не пропускает таких «распродаж». Фото: А. Яремчук

Реклама

На днях в интернете пошел слух, что один украинский чиновник купил на аукционе Christie’s "Обнаженную девушку" (1930) Зинаиды Серебряковой за $865 200! Как удалось нам узнать, ее купила женщина — анонимно, по телефону. А в одном из аукционных домов Киева нам сказали, что "Девушка" куплена для "человека всеукраинского масштаба". Но кто он — тайна. "Очень немногие наши випы участвуют в торгах на Sotheby’s или Christie’s напрямую. Обычно используют телефонные торги: и даже сами хозяева аукциона не знают, кто итоговый покупатель, известна лишь страна. В основной массе украинцы покупают антикварную, а не современную живопись, — рассказывает арт-директор одной из киевских галерей, попросившая не упоминать ее фамилию. — На отечественных торгах очень часто бывает Дмитрий Табачник. У него богатая коллекция украинского и российского искусства, в основном, художники XIX и XX веков. Нестор Шуфрич собирает геральдику и картины, его коллекция хранится в Ужгороде. Неплохая коллекция у бютовца Богдана Губского — русский авангард. Бывает на отечественных аукционах Григорий Суркис — он покупает в основном работы знаменитого украинского художника советского периода Николая Глущенко (писал пейзажи и портреты). А его брат Игорь Суркис — всегда через эксперта, но каких-то особых предпочтений я не заметила".

Впрочем, сам Игорь Суркис сказал нам, что искусство не коллекционирует. "У меня есть какие-то интерьерные вещи, люблю природу, но я не коллекционер. Искусство коллекционирует моя жена", — сказал он нам.

"На международных аукционах я вижу наших бизнесменов, а не политиков. На отечественных самый популярный товар — советские украинские художники. На втором месте — XIX век. На третьем — эмигранты, такие, как Серебрякова. В Донецке предпочитают голландскую и европейскую живопись, в Киеве — советскую", — рассказал хозяин галереи "Арт-капитал", проводящей аукционы, Сергей Табалов.

Реклама

ИХ КОЛЛЕКЦИИ. В Украине искусство коллекционируют шоколадный магнат Петр Порошенко, бютовец Богдан Губский. У некоторых даже есть свои галереи, например, у Игоря Шарова и Анатолия Толстоухова. "Я начал собирать картины 15 лет назад — все началось с оформления офиса, я приобрел несколько интересных работ украинских живописцев 1960—70-х годов, — рассказал депутат Киеврады от блока Кличко Дмитрий Андриевский. — Сегодня у меня есть неплохое собрание художников серебряного века — Коровин, Кленов, театральная графика — Бенуа, Головин. Конечно, есть работы, которые стоят сотни тысяч долларов — Миро, Судейкин, Шагал, Репин, Кузнецов, Петр Кончаловский (дед режиссеров Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского. — Авт.). Все это я 3—5 лет назад покупал на Sotheby’s, Christie’s, Aguttes во Франции. Сейчас за того же Кузнецова на тех же аукционах просят миллионы. Цены выросли раз в 8—10".

Двадцать лет назад начал собирать живопись и нардеп Александр Фельдман. "Его любимое направление — парижская школа. Художники, которые после революции уехали из России, Беларуси, Украины и осели в Париже. У него есть Шагал, Маковский, Васильковский. Такие вещи сейчас стоят от $100 тыс. Картины он никогда не покупал на аукционах, в основном, брал либо у коллекционеров, либо у дилеров, но в аукционах Sotheby’s и Christie’s тоже участвовал — покупал там антикварное оружие и акимоно (японская скульптура)", — сказал нам его помощник Евгений Кабацкий. Однажды побывал на Sotheby’s и Ян Табачник. Говорит, что в качестве зрителя: "Это было 10 лет назад, нас пригласила хозяйка аукциона. В торгах мы не участвовали — у меня денег таких нет. Хотя картины у меня есть, многие — подаренные. Например, 17 или 18 картин Дмитрия Цветкова с дарственными надписями, 6—7 картин Никаса Сафронова — тоже он мне их подарил и подписал. Это ценнее, чем просто купить картину".

Напомним, мы уже писали, что, по слухам, за $2 млн купила Репина и супруга столичного градоначальника Леонида Черновецкого Алина Айвазова. Однако в ее окружении этого не подтвердили.