Убийцам Гонгадзе дали 37 лет. Суд поручил Луценко сорвать с них погоны

17 марта 2008, 08:00
"Пукач кричал Гие: будешь знать, как в посольство США ходить, шпион", — признались обвиняемые.

В субботу закончился более чем двухлетний судебный процесс по делу об убийстве журналиста Георгия Гонгадзе. Подельники и подчиненные главы милицейской "наружки" генерала Алексея Пукача полковники (на момент увольнения) Николай Протасов и Валерий Костенко получили 13 и 12 лет лишения свободы соответственно, майор Александр Попович — 12 лет (все вместе — 37 лет). Прокурор же просил для Протасова 14 лет, для Поповича — 13, для Костенко — 12.

В худшем положении оказался бывший водитель Пукача Александр Попович, с начала следствия (в феврале 2005-го) не попавший под арест, а находившийся под охраной и на подписке о невыезде. Теперь срок отбытия наказания ему исчисляется с минувшей субботы (его взяли под стражу прямо в зале суда), а Протасов и Костенко уже отсидели по 3 года из своего срока.

Реклама

УБИЙСТВО. Чтение приговора длилось более четырех часов. Вкратце напомним, как убивали журналиста (теперь это уже установленный судом факт). Операция по захвату и уничтожению Гонгадзе планировалась вначале на 15 сентября 2000 года. Но сотрудники "наружки" прошляпили и Георгий сел не в подставленную машину с Поповичем за рулем, а в другую. Разъяренный Пукач утром 16-го сам провел совещание, а вечером им удалось заманить журналиста в Хундай "Сонату" (это была персональная машина Пукача). Попович изобразил "левака" (номера заменялись тем вечером неоднократно, вешались даже иностранные), сказал, что переднее сиденье сломано и Георгий сел сзади. Тут же его сжали по бокам ринувшиеся в машину Протасов и Костенко (они "прогуливались" неподалеку от дома на бульваре Леси Украинки, откуда вышел Гонгадзе), а Пукач сел рядом с водителем и отодвинул сиденье назад, зажав журналиста. Протасов и Костенко заломили жертве руки назад, а Пукач стал бить журналиста резиновой палкой, приговаривая, мол, будешь знать, как по американским посольствам шляться, шпион...

Заехали в село под Белой Церковью к родным генерала, взяли там лопату и веревку, после чего остановились в лесу. Там Попович по команде генерала вырыл яму, журналиста связали и выволокли из машины, перевернули лицом вверх. В этом положении Пукач стал душить Георгия, но руками не вышло, тогда Попович достал из брюк жертвы ремень и протянул генералу. Тот сделал петлю и задушил ремнем Георгия. Протасов в это время держал Гонгадзе за плечи... Затем тело сбросили в яму, предварительно сняв куртку, обувь и забрав все из карманов (но украшения оставили). Облили труп бензином, подожгли, а когда огонь погас, закопали. И уехали, по дороге выбросив кое-какие вещи, а также "посидев" в придорожном кафе. По словам подсудимых, они о замышляемом убийстве не подозревали до последнего момента.

СОРВАТЬ ПОГОНЫ. Суд вынес определение в адрес МВД, в котором подчеркнул, что нынешние подсудимые после убийства получали досрочные звания (подполковник Протасов и старший лейтенант Костенко стали полковниками, а старлей Попович — майором), награждались медалями и ведомственными наградами. Суд обратился к главе МВД с требованием лишить их наград. Также по приговору подсудимые лишены милицейских званий.

Реклама

Все долгие часы, пока читался приговор, Протасов и Костенко просидели в "клетке" в одной позе — опустив головы и уставившись в пол. Примерно также вел себя и Попович, только сидел он среди журналистов, в первом "зрительском" ряду. После объявления приговора его на несколько минут (до конвоирования в СИЗО) водворили к Протасову и Костенко.

ЗАКАЗЧИКИ УБИЙСТВА: КУЧМА, ЕГО ВРАГИ ИЛИ ФСБ С ЦРУ?

Вынесенный в заголовок вопрос по сути теперь (после оглашения вердикта непосредственным исполнителям) остается главным. Следствие по заказчикам преступления ведется отдельно и до сих пор не закончено. Все упирается в отсутствие главного связующего звена между группой милиционеров-киллеров и тем, кто отдавал приказ — генерала Пукача.

Реклама

Существуют несколько основных версий по заказчикам, причем, что характерно, все основные фигуранты в них, который могли бы дать изобличающие показания, либо мертвы, либо почти мертвы.

Первая, получившая наибольшее распространение с подачи экс-майора госохраны Николая Мельниченко: виноваты тогдашние Президент Леонид Кучма, глава МВД Юрий Кравченко и некоторые другие высокие чиновники. Основание так считать — те самые "записи Мельниченко" (Кучма там нелестно отзывается о Гонгадзе). Цепочка вроде логична: Кучма — Кравченко (ныне покойный) — Пукач (в розыске). Однако есть и "но". Во-первых, "пленки Мельниченко" так до сих пор и не приобрели легитимность (не проведена независимая экспертиза их подлинности). Во-вторых, Кучма ведь и не призывает убивать журналиста, даже на "пленках". То, что оно говорит, не красит президента, но может сойти за обычные эмоции...

Версия вторая: Гонгадзе убили "под пленки", Георгий — случайная жертва, мог бы быть и кто-то другой, о ком Кучма сказал бы плохо. То есть цель операции — подставить Кучму. Некий украинский политик (или группа) отдал команду на устранение Гонгадзе Пукачу, но не через Кравченко, а через экс-генералов МВД Юрия Дагаева (на том момент главу Госуправления делами, ныне покойный) и Эдуарда Фере (ранее близкого к Кравченко, ныне в коме). Затем обнародуются "пленки" и вот Кучма уже, мягко говоря, не в белом... "За" эту версию говорит эпизод, обнародованный в суде: Попович вспомнил, как через несколько недель после убийства Пукач ужинал с Дагаевым и Фере и потом проговорился о перезахоронении тела Георгия. А позже Попович почуял трупный запах в джипе Пукача...

Третья версия может повторять вторую, с тем отличием, что задумана операция была не в Украине, а в России, или США (то есть в ФСБ или ЦРУ). Далее опять выход на Дагаева (покойного) с Фере (в коме) и Пукача (в розыске)... Впрочем, с этой версией не согласен экс-замгенпрокурора Виктор Шокин (который в свое время начинал расследовать дело и арестовывал Протасова и прочих, но пару лет назад был отстранен от дела). Он заявил "Сегодня", что корни операции "убить Гонгадзе" однозначно лежат в Украине и он, мол, знает где копать под заказчиков.

ПО ОСТАНКАМ УВЕРЕННОСТЬ 99% Суд не сомневается в том, что найденное под Таращей тело принадлежит Гонгадзе. Выводы множества экспертиз, в том числе иностранных, примерно одинаковы, вероятность составляет более 99%. А вероятность того, что человек, чье тело обнаружили под Таращей, при жизни являлся биологическим сыном Леси Гонгадзе и отцом двух дочерей Георгия, и вовсе превышает 99,99%.

ЧТО ЕЩЕ НЕ ЯСНО В ДЕЛЕ ГОНГАДЗЕ?

1. Кто истинный заказчик "дела Гонгадзе"?

2. Где скрывается генерал Алексей Пукач, который, по показаниям осужденных, руководил операцией по уничтожению Гии, получив приказ от кого-то сверху?

3. Кто и зачем перезахоронил тело? Напомним, что согласно показаниям Протасова и Ко они закапали тело под Белой Церковью, но потом его оттуда кто-то выкопал и положил в Таращанском районе.

4. Где голова убитого журналиста? Напомним, что тело в Тараще нашли обезглавленным. Самая невероятная версия, бытующая среди правоохранителей — голова Гии находится ... у Пукача, который ею шантажирует своих заказчиков.

5. Подлинна ли запись на "пленках Мельниченко", где Кучма говорит о Гонгадзе? До сих пор сей факт точно не установлен, проведение независимой экспертизы пленок затягивается. Следствие винит в этом Мельниченко, который не предоставляет оригиналы записей и записывающие устройство. Сам майор говорит, что не может доверить столь важные вещдоки нашей прокуратуре.

ПРИГОВОР НЕ УСТРАИВАЕТ НИ ОБВИНЯЕМЫХ, НИ ПОТЕРПЕВШИХ

Адвокат Протасова Виктор Чевгуз считает приговор чересчур жестоким: "Эти люди выполняли второстепенную роль. И все трое осужденных были полностью зависимы" (от Пукача. — Авт.). Приговор, заявил адвокат, будет обжалован. Он рассчитывает, что с Протасова будет снято обвинение по ст. 166 УК (злоупотребление служебным положением), ибо его подзащитный в момент совершения преступления находился в отпуске и, мол, никаких служебных обязанностей не выполнял. И еще адвокат считает, что суд зря вменил подзащитному (да и другим) предварительный сговор группы лиц. Дескать, по закону такой сговор должен быть до совершения преступления, а осужденные не знали до последнего момента, что произойдет убийство.

Представитель потерпевшей Мирославы Гонгадзе Валентина Теличенко полагает, что Протасов получил слишком малый срок, а остальные — чересчур большой (потерпевшая сторона просила для Протасова 14 лет, для Костенко — 8,5, для Поповича — 10 лет). Что касается похорон тела Георгия, то Теличенко, подчеркнула, что это семейное дело потерпевших Леси и Мирославы Гонгадзе. Мирослава давно не против похорон, Леся же считает, что "таращанское тело" не принадлежит ее сыну. Тем не менее, осторожно заявила Теличенко, она лично не исключает, что в ближайшее время тело все же будет похоронено.