Учитель заграницей: зарплата в 10 больше, а дети послушнее

5 октября 2007, 13:50
Накануне Дня учителя мы поговорили с нашими педагогами, которые имеют опыт работы за рубежом. Может, наконец, законодатели перестанут лить воду, а дадут учителям денег.

Карикатура О.Локтева

За снижение успеваемости, а порой и откровенное разгильдяйство учеников можно, конечно, традиционно винить их педагогов. А на защитное пояснение учителя, мол, не виноват я — система образования у нас несовершенна, упрекать его в неумении ломать стереотипы. Тогда как пояснить тот факт, что когда наш же педагог обучает за границей, тамошние ученики заглядывают ему в рот? Мы проанализировали истории нескольких украинских учителей, выехавших работать по специальности в зарубежье, нашли объяснение.

Первое и самое главное — учитель там получает в среднем в 10(!) раз больше, чем на родине. Можно долго рассуждать о бескорыстии, которое априори предполагает профессия педагога, приводя в пример небезызвестного Макаренко, но никакой человек не выкладывается там, где не имеет материальной отдачи.

Реклама

Второе — высокое сознание тамошних родителей, которое минимизирует хулиганский нрав ребенка, что является существенным подспорьем в качественном исполнении обязанностей учителя. Скажем, в Ирландии мобилки в школах запрещены. Мама с папой письменно обещают, что их дети правило нарушать не будут, и тщательно за этим следят. А, к примеру, мой знакомый и по совместительству папа, на это заявил: "Тю-ю, а я вчера сам дочке мобилку сунул, ну и что что нельзя".

УРОК БЕЗ СРЫВА

Елена Хоган вот уже семь лет работает в Дублине. Поначалу хотела преподавать физкультуру в государственной школе, но учит малышню спортивной гимнастике в частном клубе. "Получаю 12 евро в час, и работаю с 16.00 до 20.00, — говорит Елена. — По сравнению с тем, что я бы зарабатывала в госшколе немного. Но я очень быстро вышла замуж и деньги у нас зарабатывает муж". Муж Лены — архитектор, востребованный даже в Украине — по его проектам построено ряд аэропортов, в частности аэропорт Борисполь. "Педагогов, окончивших в Украине вуз с четвертой степенью аккредитации берут на работу с удовольствием, — говорит Елена. — А вот советский диплом не действителен. Доход школьного учителя колеблется от 25 до 35 тыс. евро в год в зависимости от города". Оплачиваемый отпуск и больничный — вот и весь социальный пакет. Но, по словам Елены, существенный бонус к зарплате — схема взаимоотношений с учениками, которым неведом срыв уроков. "Если ученик неадекватен, то об этом учитель говорит исключительно с его родителями с глазу на глаз, и в отсутствие ребенка, — говорит она. — На Украине же педагог порет словом публично: при всем классе, на родительском собрании. Потому дети здесь не нарушают школьные правила — ведь у них нет повода протестовать. Они носят форму, у каждого учебного заведения она своя. Притом ни на йоту не отклоняются от нее. Скажем, положено бордовые носки — они ни за что не оденут коричневые и не сочтут это ущемлением свободы. Так же и мобилки никто в школах не использует — запрещены, и все".

Реклама

ШКОЛНАЯ ПРОГРАММА ОТСТАЕТ НА ПАРУ ЛЕТ

Майя Ихельзон — учительница русского языка и литературы из Донецка ныне воспитывает сына в Берлине и не работает. Если бы она не вышла замуж за немца, то по ее словам, скорее всего забросила идею работать в Германии и вернулась бы преподавать на родину.

— Дело в том, что право учить в Германии украинский учитель получает после того, как в Сенате специальная комиссия аккредитует его диплом либо нет. Смотрят на средний балл по всем предметам. На деле же всегда выходит, что какие-то предметы учителю надо "подтянуть". Его отправляют снова в вуз. Кого с третьего курса, а кого и на первый. Доходит даже до абсурда, когда немцы повышают знания русского языка учителю русского языка, — рассказывает Майя. — Рассмотрение диплома стоит порядка 130 евро, а потом еще 250 евро за семестр обучения. Русских школ не так уж много — в Берлине всего две. А для преподавания в остальных, конечно, необходимы знания немецкого языка.

Реклама

По словам Майи, в Германии, как ни парадоксально, больше платят учителям в государственной школе — подчас в 1,8 раза, чем педагогам в частных структурах.

— И уволить госучителя почти нереально — здесь он Бог, чем многие и пользуются. Знаю таких, что не выходят подолгу с больничных, притом липовых — ведь работу они не потеряют, а зарплата насчитывается в это время в полном объеме, — продолжает Майя. — И, к примеру, в школе, где учится мой сын многие предметы не преподаются по несколько дней — некем заменить. Сама программа обучения, если сравнивать с украинской довольно простая. И то, что я преподавала на Украине в девятом классе, здесь изучают в седьмом.

УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ НАВЫКАМИ ШПИОНА

Александр и Наталья Пореченковы ныне вернулись в винницкую школу, в которой преподавали и до поездки в город Неаполь. В Италии, по их словам, украинскому учителю получить работу по специальности не просто из-за ... допросов, которые устраиваются приезжим педагогическим советом .

— На собеседовании кажется, что тебя готовят, как минимум в разведчики — директор школы задает вопросы, которые могут и должны сбивать с толку, а твоя задача выходить из ситуации с честью, — рассказывает Александр. — У жены моей спрашивали: "Сколько у нее было мужчин?", а у меня — как давно я вышел из запоя? Цель таких собеседований — учитель должен уметь сохранять хладнокровность, быть стратегом. Мы тест не прошли.

Проще всего, оказалось давать частные уроки. Правда, здесь требовалось чье-нибудь поручительство. Поскольку у Пореченковых — учителей музыки поручителей не было, то платили им частные заказчики в среднем по 500 долларов в месяц.

— Наша одногруппница уехала в начале года тоже в Италию, помыкалась как мы и стала работать горничной, — говорит Наталья. — А летом вот вышла замуж за своего хозяина. И ныне работает таки в школе — лучшее поручительство это муж.

— Хуже всего, конечно, в Италии именно учителям музыки — ведь эта страна — музыкальная мекка, — считают супруги. — Мы даже пробовали уже хотя в театре в хоре поработать, но у них даже прослушивания расписаны на пять лет вперед.

ХОДИТЕ ПЕДАГОГИ В АФРИКУ РАБОТАТЬ

Евгений Филиппович из Луцка говорит, что такой высокой зарплаты учителя, как в дни, когда он более 15 лет назад работал в африканском Буркино-Фасо, он не имеет даже сейчас, хотя и занимает ныне пост замдиректора Педагогического колледжа в родном городе. "В 87-ом я вызвался ехать как учитель математики по программе ЮНЭСКО поддержать образование в развивающихся странах, — вспоминает Евгений Станиславович. — Я имел те же 56 календарных дней отпуска и 16 учебных часов в неделю. Отличались лишь ученики. За ними бегать с дополнительными уроками не приходилось. Они считали, что чем лучше ты учишься, тем выше положение потом займешь. Никогда не забуду, как задал им контрольную и дал четыре варианта. А они мне вдруг: "Не согласны, так мы будем в неравных условиях". Я потом у французов переспрашивал: "И что, списывать не будут, если один вариант?". Оказалось, что для моих африканских учеников это низость: "Каждый считает себя не дурнее соседа по парте", — пояснили мне французы. Вернувшись домой через два года, Филиппович купил кооперативную квартиру и новую мебель, еще и на жизнь осталось. "Получал тогда еще порядка 700 долларов в месяц. Так что у меня даже сейчас нет такой зарплаты", — вздохнул замдиректора.

ТАБЛИЦА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ В ДОЛЛАРАХ ЗА МЕСЯЦ

СТРАНАДОХОДЫ РАСХОДЫ
Украина250200*
Ирландия35001800
Польша1000700
Германия

3400

1100

Италия1700850

С учетом расходов на аренду жилья, питание и одежду для семьи из трех человек.

* — без учета расходов на аренду жилья