Уход Ryanair из Украины: почему лоукостер может вернуться

12 июля 2017, 15:13
Из Львова Ryanair планировал летать в семь городов Европы, из "Борисполя" – в четыре. Из-за провала переговоров с Киевом авиакомпания решила хлопнуть дверью и на западе страны

Эксперты считают, что Ryanair пытается давить на Украину. Фото: AFP

Компания Ryanair не входила ни в одну страну без скандала, отмечают эксперты. Если со Львовом лоукостер подписал договор без конфликтов, то с "Борисполем" переговоры продолжались больше трех месяцев и закончились провалом. Однако аналитики считают, что история с лоукостером в стране не закончилась и превращается в давление на Мининфраструктуры и аэропорт. Так, премьер-министр Владимир Гройсман уже заявил, что переговоры с авиакомпанией возобновят. Сайт "Сегодня" узнал, почему Ryanair отменил решение летать из Украины и как авиакомпания может вернуться в Украину.

Почему Украина осталась без Ryanair

Д иалог с лоукостером изначально был построен неправильно , уверены эксперты. Полеты из аэропорта "Борисполь" и Львова Министерство инфраструктуры анонсировало до завершения переговоров с самими аэропортами. Изначально министр инфраструктуры Владимир Омелян выступил в роли переговорщика. Но в результате вести переговоры пришлось с обеими аэропортами. Если Львов согласился на условия авиакомпания, то в "Борисполе" пытались отправить Ryanair то в "Жуляны", то в Гостомель, звучали даже предложения летать из Житомира. Однако министр инфраструктуры Владимир Омелян все время уверял авиакомпанию и украинцев, что Ryanair будет летать именно из "Борисполя". Это ввело ирландскую авиакомпанию в заблуждения, отмечает Александр Ланецкий , директор консалтинговой компании Friendly Avia Support . После последних переговоров директор международного аэропорта Павел Рябикин заявил, что не может согласиться на условия, которые предлагает лоукостер. По его словам, требования Ryanair незаконные и невозможные в выполнении. А если пойти на них, госпредприятие будет терять два миллиарда гривен в год.

Реклама

"Я могу заявить как менеджер государственного предприятия, что этот контракт нам не выгоден", – прокомментировал Павел Рябикин.

 

15 марта коммерческий директор Ryanair  и министр инфраструктуры Владимир Омелян анонсировали четыре маршрута авиакомпании из аэропорта "Борисполь". Фото: corporate.ryanair.com

Реклама

Ч то просил Ryanair от аэропорта "Борисполь":

  • бесплатная аэронавигация,
  • бесплатные стойки регистрации,
  • бесплатные стоянки для такси,
  • бесплатные площади для рекламы,
  • бесплатная аренда площадей в терминале,
  • бесплатная система приема багажа,
  • бесплатные офисы для продажи авиабилетов,
  • бесплатная земля для строительства гостиницы,
  • закрепление мест стоянок для самолетов,
  • бесплатные офисы для службы аренды автомобилей,
  • единая ставка аэропортового сбора на пассажира на 4 года в размере 7,5 долларов,
  • выплата аэропортам 35% с доходов магазинов duty-free,
  • 60-дневное кредитования со стороны аэропорта.

Рябикин также заявил о политическом давлении на него во время переговоров с лоукостером и выразил недоумение, почему меморандум с перевозчиком подписывал министр.

"Если помните, все начиналось с меморандума, подписанного в Министерстве инфраструктуры с одной стороны министром, с другой представителем Ryanair и не был подписан представителем аэропорта потому, что тогда присутствовавший на переговорах финансовый директор отказался его подписать", – сказал он.

Реклама

Владимир Омелян считает, что на решение "Борисполя" повлияли "Международные авиалинии Украины", которые блокируют начало работы ирландского лоукостера в стране. А заявления о невозможности требований Ryanair министр назвал передергиванием фактов и неумением вести переговоры.

Директор аэропорта "Борисполь" считает требования Ryanair невозможными и незаконными. Фото: Fvcrti.com.ua

"На самом деле ситуация очень проста. Ryanair – это номер один авиакомпания в Европе. Ryanair – это самая дешевая авиакомпания в Европе, которая продает дешевые билеты на перевозки из точки "А" в точку "Б". Безусловно, что аэропорт"Борисполь", который под непосредственным влиянием "Международных Авиалиний Украины", сделал все возможное и невозможное, чтобы эта авиакомпания не зашла на рынок. Чтобы не было свободной конкуренции, и чтобы граждане были вынуждены дальше летать монопольным перевозчиком и платить 300, 400, 500 долларов за билет в одну сторону", – заявил чиновник.

В МАУ отреагировали на обвинения министра : "Это утверждение не соответствует действительности, поскольку авиакомпания МАУ предлагает своим пассажирам широкий диапазон цен, начинаются от 249 грн. на внутренних и от 587 грн. на международных рейсах". Также авиакомпания заявила, что министерство нарушает законы, пытаясь предоставить Ryanair более выгодные условия, чем другим авиперевозчикам.

Полеты из Украины были анонсированы до достижения договоренностей – это главная ошибка, считает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк . Вместе с тем, аэропорт "Борисполь" показал неумение вести переговоры.

" Основные ошибки в переговорах – то, что детали были вынесены в публичную плоскость еще на первых этапах. Мы сделали заявление о том, что компания выходит на рынок Украины, несмотря на то, что каких-либо принципиальных договоренностей подписано не было. Получается, мы сами себя подставили в данном случае – сделали заявления, за которые не смогли ответить. Но в этой ситуации, я думаю, ниша будет занята – если не Ryanair, то другой авиакомпанией. Другой вопрос – это аэропорт "Борисполь". Ему нужно проводить корректные и этичные переговоры", – прокомментировал Вовк "Сегодня".

Однако Александр Ланецкий считает, что все те требования, с которыми выступил Ryanair к "Борисполю" незаконны и не логичны. К примеру, лоукостер просит от аэропорта 33% доходов duty-free. При этом авиакомпания обещает аэроузлу дополнительных 1,5% пассажиров. Такие условия приемлемы для провинциального аэропорта, в который больше никто не летает, отмечает эксперт.

"Это было бы логично в Житомире или Белой Церкви, где без Ryanair не летает никто и никогда не полетит. Тогда да, авиакомпания туда пришла и принесла поток. То есть изначально было понятно, что эти требования рассчитаны на провинциальный небольшой аэропорт, в который никто не летает и в котором поток без Ryanair невозможен", – прокомментировал аналитик.

Почему Ryanair отменил рейс ы из Львова

Ryanair планировать летать из Киева и Львова. Однако из-за отсутствия компромисса с аэропортом "Борисполь" решил отменить решение летать из Украины вообще. При этом договор со Львовским аэропортом авиакомпания согласовала и подписала еще в феврале. Ланецкий поясняет, такое решение понятно, если компании украинское направление оказалось невыгодным.

"Себестоимость полета у них начинается от 50-ти евро. Если они продают билеты дешевле и не получают дотацию, это значит, что они продают их в минус. Даже неделю назад было полно билетов по 30-40 евро. Это значит, что не раскуплены даже дешевые билеты – дорогие билеты вообще не продаются. Я думаю, раз они закрыли, значит, они не видят рынка. Если бы тут все было хорошо, никто бы не закрывал. Да, повозмущались, но точно бы не закрывали рейсы из Львова – подписаны все договора, все согласовано, получены все условия", – отмечает он.

Аэропорт "Львов" подписал договор с лоукостером еще в феврале. Фото: 112.ua

Причину отказа от Львова нам объяснила  гендиректор львовского аэропорта Татьяна Романовская . Переговоры с Ryanair начались полгода назад. Еще тогда авиакомпания поставила устное условие, что будет летать в Украину, если ей дадут два аэропорта: в Киеве и Львове. Но лоукостер смог найти общий язык со Львовом, а с "Борисполем" – нет. Так Киев автоматически сорвал соглашение Ryanair со Львовом. При этом Татьяна Романовская отмечает, что им удалось подписать договор без нарушения законов.

"Когда наш аэропорт составлял договор – многие из их условий мы отклонили. Каждый пункт мы обсуждали и обосновывали нашу позицию. Мы можем согласовывать только то, что в нашем подчинении. Ryanair долго настаивал, но в конечном счете соглашался и мы двигались дальше. Мы вместе смогли составить договор, которые отвечает нашему законодательству, нашем условиям, который конкурентный и не идет в разрез коммерческим составляющим. Наш договор был готов уже в феврале, поэтому продажа билетов началась с марта.  "Борисполю" или мало времени, или они не могут убедить – я не знаю, на чем они остановились. Мы не нарушили ни одного закона и ничего не оплачиваем Ryanair", – рассказала гендиректор аэропорта "Львов".  

Может ли Ryanair вернуться в Украину

" Сейчас Ryanair фактически пошел на шантаж . Самая худшая ситуация, которую могут допустить украинцы – это пойти, упасть в ноги со словами: "Вернись, я все прощу", – говорит Александр Ланецкий.

По его словам, Ryanair ждет, что в руководство страны накажет тех, кто ввел компанию в заблуждение, так как лоукостер ожидал получить в комплекте со Львовом и Киев. Поэтому Украине нужно разобраться, почему с авиакомпанией возникло непонимание. А во вторых, нужно четко определить, что аэропорты во Львове и Киеве абсолютно самостоятельно принимают решения.

На заявление об уходе Ryanair отреагировал премьер-министр Владимир Гройсман . По поводу авикомпании он созвал на совещание руководителей Министерства инфраструктуры, Минюста, аэропорта "Борисполь", "Ассоциации аэропортов Украины и Офиса привлечения и поддержки инвестиций. В результате – решили возобновить переговоры с Ryanair.

А министр инфраструктуры заявил, что намерен уволить Павла Рябикина за срыв договора. Омелян пообещал в среду, 12 июля, подать в Кабмин представление на увольнение директора "Борисполя". Также он отметил, что переговоры с Ryanair могут возобновиться только после назначения нового руководства аэропорта.

Перед отказом от полетов в Украину Ryanair обнадежил Львов, что они могут вернуться. По словам Татьяны Романовской, в телефонном разговоре руководство авиакомпании сообщило, что ждут от Киева пересогласования условий договора.  

Своим отказом от полетов не только в Киев, а и во Львов Ryanair пытается давить на Украину, уверен Сергей Вовк. В любых переговорах авиакомпания ведет жесткую позицию, чтобы получить конкурентную стоимость билетов. Украина – не прецедент в отношении Ryanair. Такая же ситуация была в Дании, Норвегии и других странах. Но, как показывает опыт работы лоукостера, он, скорее всего, не отказывается от Украины, а выжидает более выгодных условий.

"Они хотят получить аэропорт "Борисполь", несмотря на то, что он очень для них нетипичен, поскольку во всех других странах мира Ryanair летает в так называемые "вторые", не главные аэропорты. Для того, чтобы получить необходимые для них цены, они занимают жесткую переговорную позицию – в Украине это напоминает игру во "все или ничего". Но все же я думаю, что это не последняя точка в истории с данной авиакомпанией – об этом говорит и опыт Ryanair в других странах мира", – отмечает Вовк.