Украина снова отказалась от евробензина

5 июля 2011, 11:51
Кабмин отложил переход Украины на евростандарты бензина на следующий год. Эксперты же уверены – стране не увидеть качественного топлива еще несколько лет.

Украинские заправки продолжать продавать некачественный бензин, ngs24.ru

Государственная инспекция по защите прав потребителей постановила перенести еще на полгода запрет на продажу в Украине нефтепродуктов, не соответствующих европейскому стандарту Евро-4 и Евро-5.

В самой Инспекции свое решение объясняют выполнением поручения правительства, которое за день до окончания срока действия старых стандартов "передумало" улучшать содержание серы и ароматику в горючем на украинских заправках.

Реклама

Собственно, Украина переносит введение новых стандартов качества уже более 10 лет. Еще в 1999-м тот же Госпотребстандарт решил приближать страну к европейскому качеству бензина. Но тут же перенес выполнение своего решения на 2005-й. Потом его не единожды переносил, что привело к тому, что с 2008-го в Украине действуют как старые ДСТУ 4063-2001 и ДСТУ 3868-99 (где-то на уровне Евро-2), так и новый стандарт на бензин ДСТУ 4839 (между Евро-4 и Евро-5). Именно с тех пор украинские заправки и начали продавать, например, два вида бензина А-95. Один из них был обозначен как "95UA". Другое же горючее этой марки имело массу других "фирменных" названий. Такая же ситуация в стране и с соляркой.

"Переход НПЗ на новые стандарты займет у нас еще год-два. В общем, модернизация завода занимает 3-4 года, но на этих заводах она этот процесс длится несколько лет. На Дрогобычском, Надвирнянском, Кременчугском, Одесском и Лисичанском НПЗ, ситуация более-менее стабильна. На Кременчугском НПЗ все идет быстрей, они по некоторым вещам возможно уже в этом году выйдут на соответствующий уровень, а на "западных" заводах ситуация похуже. У них и с работой похуже, они по сырью чаще стоят, больше накапливают нефть, чем работают", – объяснил перспективы "европеизации" бензина Иосиф Любинин заместитель директора Украинского НИИ нефтеперерабатывающей промышленности "МАСМА".

"Нынешняя отсрочка ужесточения стандартов связана с одним только фактором – это желание таким образом обеспечить дальнейшие продажи на рынке топлива Шебелинского НПЗ (завод принадлежит государственной компании "Укргаздобыча"). Кроме него, все крупнейшие производители, которые обеспечивают 95% рынка, все готовы переходить или уже перешли на новые стандарты", – рассказал "Комментариям" Сергей Куюн, директор консалтинговой группы "А-95".

Реклама

Стоит отметить, что повышенные стандарты качества того же Евро-5 отличаются от "украинского" бензина не только более низким содержанием серы, но и "ароматикой". По народному – токсичностью. И если сера имеет значения для "здоровья" самого автомобиля, то второй компонент напрямую влияет на здоровье человека.

Но, по словам экспертов, в ближайшие несколько лет Украина не перейдет на новые стандарты качества продукции. В существовании старых ГОСТов видят пока выгоды многие: как продавцы, так и покупатели бензина. "Если сегодня ужесточить стандарты, то в Украину не смогут завозить высокосернистые марки российского дизельного топлива. Соответственно, кто получит эту долю рынка? Ее получат наши производители, которые сегодня воюют с импортом нефтепродуктов, инициируют против него расследования. Вокруг все страны ужесточают стандарты качества к топливу, а у нас они стоят на месте. Что это значит – Украина превращается в помойку для различного рода неликвидов. То, что нельзя у них продать, оно идет сюда, потому что у нас можно, мы все начинаем от этого страдать", – говорит Сергей Куюн.

"В Украине порядка 3,5 млн. автомобилей, которым не нужен бензин выше Евро-2. У нас огромное количество авто, которым не нужен этот бензин и которые, в любом случае будут загрязнять воздух, даже если в них залить самый экологический продукт, поскольку их топливная система не позволяет ограничить объемы выбросов. Во-вторых, потребители, владельцы этих авто, просто будут переплачивать за то топливо, которое им не нужно", – рассказал Геннадий Рябцев, заместитель гендиректора НПЦ "Психея".

Реклама

Правда, импортеры автомобилей наоборот утверждают, что старые стандарты на бензин являются причиной того, что Украина так и не увидела определенные марки автомобилей в своих автосалонах. "Мы просто решили не ввозить в Украину некоторые модели, чтобы потом не иметь с ними проблемы через плохое качество местного топлива. Правда, тут история может быть и шире – никто не может сегодня в стране проконтролировать и качества "евро" бензинов" – рассказал изданию представитель крупного автотрейдера. "В Украине практически нет лабораторий, способных оценить качество топлива нового стандарта. Такие лаборатории есть только на крупных НПЗ. Сегодня, декларируя продажу бензина Евро-5, можно продавать всю ту же "халтуру", поскольку никто не в силах его проверить", – рассказал заместитель НИИ "МАСМА" Иосиф Любинин.