Украина "по-турецки" или "по-киргизски"?

21 сентября 2007, 19:03
Пока мы смотрим на Запад в поисках подходящих моделей государственного устройства для заимствования, "восток" (вернее "восточные" политические практики) приходит в Украину сам. В нашем случае речь идет о "турецком сценарии" Януковича и "киргизском сценарии" Ющенко. Что имеется ввиду?

Летом этого года в Турции возникли проблемы при избрании в парламенте нового президента из правящей партии Абдуллы Гюля. В ответ на это большая часть либеральной Турции, использую угрозу прихода к власти исламистов, выступила против. Были массовые митинги, и в итоге проблему избрания президента решили через досрочные парламентские выборы. На этих выборах партия Гюля получила новый вотум доверия, ее выигрыш на выборах был очевидным и весомым, партия существенно улучшила свой результат по сравнению с предыдущими выборами. В конце концов уже повторно, в новом парламенте Абдулла Гюль, как представитель этой партии, был избран президентом.

В интерпретации Партии Регионов такой сценарий мог выглядеть следующим образом: Ющенко навязал нам досрочные выборы, нарушив законы и Конституцию, но мы как ответственная и законопослушная партия идем на выборы и убедительно их выигрываем, улучшив результат прошлого года. Далее формируем парламентское большинство, правительство и таким образом, несмотря на вынужденный характер выборов, их победителем, тем не менее, становится ПР. Ключевой момент – легитимность ПР становится на порядок выше, тема фальсификации выборов 2004 года окончательно уходит в прошлое, так как повторный мандат избирателей уже позволял бы фиксировать некую тенденцию: если победа в 2006 могла быть случайностью, то повторная победа на досрочных выборах означала бы что "регионы" – сильнейшая и успешная партия, и в таком случае "случайностью" является уже Майдан и победа Ющенко в 2004 году.

Реклама

Пока Янукович развивает "турецкую стратегию", по другую сторону политических баррикад разрабатывается альтернативный, но тоже "восточный" сценарий дальнейшего развития событий. Этот сценарий можно назвать "киргизским", потому что в нем, как и в стране победившей революции тюльпанов, центральное место занимают изменения Конституции.

Напомню, что до ноября 2006 года в Киргизии действовала так называемая "акаевская" конституция, принятая в 1993-м с поправками, внесенными после референдума в 2003-м. Придя к власти весной 2005-го революционеры ничего в ней менять не стали, но после массовых выступлений оппозиции в ноябре 2006-го парламентом были приняты изменения "революционного" характера, направленные на усиление роли парламента и ограничение влияния президента. Правда менее чем через два месяца парламентские сторонники президента Бакиева смогли утвердить новую редакцию основного закона страны, которая возвращала потерянные полномочия главе государства.

На этом не закончилось. На массовые митинги в апреле нынешнего года оппозиция вновь вышла со своим проектом конституции, но новый "майдан" провалился, а президент вновь сумел перехватить инициативу и выступил с собственным проектом конституции, который готовила рабочая группа под руководством одного из экс-лидеров оппозиции, назначенного премьер-министром.

Реклама

Недавно же, в середине сентября, конституционный суд Киргизии отменил действие поправок, принятых в ноябре и декабре 2006 года, вернув таким образом к жизни "акаевскую" конституцию. Но и это вроде бы ненадолго, Бакиев заявляет, что намерен осуществить конституционную реформу до конца текущего года.

Таким образом, пусть пока и с натяжкой, можно выделить тенденцию, в принципе становящуюся общей для большей части постсоветского пространства: проект "парламентаризация" в этом регионе на данной стадии оказался нежизнеспособным. Ему на смену приходят проекты "ре-президенциализации" политических систем.