Украинские школьники сидят с солью на голове, чесноком на груди и изучают математику в прыжке

7 февраля 2008, 13:05
"Сегодня" побывала в необычной школе на Черниговщине, где 3 года не болели дети

Математика. Если ученик ответил правильно, весь класс согласно кивает, если нет — отрицательно машут головами,фото А.Гончарова

Какую программу средней школы ни возьми, для усвоения материала нужно прилежно высидеть 45 минут. "Это противоречит физиологической природе человека, — утверждает автор оригинальной программы, доктор педнаук Александра Дубогай. — Концентрировать внимание невозможно более 12—15 минут. А в школе новый материал дается где-то на 20-й минуте, когда утомляемость достигла пика". Еще в глубокой древности было известно, что информация хуже всего усваивается в позе сидения, лучше — стояния, максимально — движения. Это утверждение древних киевская ученая и взяла за основу, у нее есть даже методика изучения иностранных языков в процессе плавания. Но самые яркие результаты принесла ее программа для начальной школы. В киевской, черниговской, прилукской, житомирской и других школах, где внедрена программа Дубогай, дети стали учиться лучше, а болеть меньше. "Сегодня" смогла убедиться в этом, отправившись в школу №4 районного центра Ичня Черниговской области.

ЛЕТАЮТ МЯЧИ. Как только мы зашли в здание, где занимается начальная школа, за нами шумно ввалились ребятишки, возвращающиеся из столовой. Обычно в такой ситуации учитель, перекрикивая ребятню, дает установку: "Тихо, идем спокойно". Здесь все не так. Слышим команду: "Внимание, побежали!" Малыши, прыгая из круга в круг, нарисованные на полу, семеня по кривым "дорожкам", несутся в класс. Пока не окончилась переменка, девчонки принимаются прыгать по расчерченным масляной краской "классикам" и непонятному кругу с цифрами. Правило везде одинаковое: водящая задает примеры по математике, а ее подружки по игре, высчитав результат в уме, прыгают на цифру-ответ. Странные дети! Неужели не надоела таблица умножения на уроке!

Реклама

Урок — вообще непонятный. По комнате летает мяч, дети то и дело поднимаются с мест, чтобы "нарисовать" воображаемые цифры ногой или что-то изобразить руками, а когда садятся, то пишут с мешочками на головах или мотают головами, хлопают, топают. А потом водят глазами по разноцветным линиям, нарисованным над доской — такая зарядка для глаз.

РЕЗУЛЬТАТ. "За 4 года работы по новой программе на 50% повысилась успеваемость и на столько же посещаемость. Уже третий год подряд нам не нужен карантин во время эпидемии гриппа", — хвастается директор школы Зоя Присяжнюк. Искать программу, которая принесла бы такие результаты, ичнянские учителя начали в 2003 году. Как-то на педсовете обсуждали успеваемость и пришли к выводу, что их дети не могут учиться хорошо. Сидят на уроке бледные, пассивные, с отсутствующим взглядом. Иногда случаются обмороки. Учителя из кожи вон лезут, чтобы праздник устроить, а дети на них скучают — никакой жизнерадостности. Обратились к врачам. Результаты полного медосмотра — анализы, УЗИ, кардиограмма и прочее — ужаснули. Из 111 детей — 86 оказались с патологиями, 23 — с букетом заболеваний, сколиоз — у каждого второго. А ведь это только младшая школа.

Было ясно, что детей нужно оздоравливать. Но как? Ознакомились с программой Дубогай. Суть ее в том, что у ребенка, который долго сидит неподвижно, нарушается кровообращение и появляется кислородное голодание. Особенно если он сидит, ссутулясь и пережимая сонную артерию. Мозг становится "ленивым". Рефлекторно дети начинают перешептываться с соседом — глубокий вдох и выдох насыщают кровь кислородом. Но именно за это "насыщение" они и получают замечание от учителя. Вся программа Дубогай построена таким образом, чтобы дети побольше двигались. И это — не оторванные от учебного процесса физкультминутки, на которые учителю обычно жалко времени, а неразрывно связанные с самим процессом обучения движения. Материал, который раньше воспринимался на 25%, дети начинают усваивать на 70 %.

Реклама

"Если я буду говорить правильно, вы хлопаете в ладоши, если нет — топаете ногами", — говорит своим первоклашкам Наталья Кирий. Ребятня тут же превращается во внимание. Ведь и хлопать, и топать одинаково весело, а вот ответить неправильно стыдно. Следующее задание выполняется с мячом. Учитель спрашивает и бросает мячик. Ребенок ловит его, при этом раздражаются чувствительные окончания на кончиках пальцев, а через них активизируется весь организм. У учителя благодаря мячику появляется возможность опросить весь класс, а не только отличника, поднявшего руку. "Положили на голову мешочки. Сейчас мы будем писать", — объявляет Наталья Викторовна. По ее словам, она уже четвертый год не говорит детям: сядь ровно, положи тетрадь правильно. Мешочек помогает не только избежать сколиоза, развить координацию, но и выдержать необходимое расстояние от глаз до тетради, а значит, сохранить зрение. После медосмотра стало известно, что 6% детей имеют начальные стадии заболевания щитовидной железы. Поэтому мешочки стали наполняться не обычной крупнозернистой и даже не морской солью, а купленной в аптеке йодированной. Меняют ее раз в полгода. Но первое, что сделали учителя и родители, объявив войну сколиозу, — обмерили детей и, набив деревяшки, отрегулировали по росту высоту парт.

После письма дети массируют кончики пальцев. "А давайте цветочек сделаем", — предлагает Сашко. Дети собирают пальцы в щепоть и изображают, как цветок раскрывается из бутона. В классе стоит запах лука, разложенного по подоконникам на блюдцах, и чеснока, который висит в контейнере с дырочками от "киндера" на шнурке у каждого ученика. "Это чтобы не болеть", — объясняют хором дети. "И от паразитов", — просвещает нас активный Сашко. За три года никто из этой малышни ни разу не заболел.

ВВЕЛИ ЕЩЕ ОДИН УРОК — ФУТБОЛ

Реклама

"Выгоняю детей из школы уже после 8 вечера, — с удовольствием рассказывает директор Зоя Присяжнюк. — Ведь у нас всегда есть чем заняться. Кто-то в настольный теннис играет, свои игроки на спормайданчике с искусственным покрытием или стадионе.

Ввели третий урок физкультуры — футбол. Девочки от него не освобождаются. Кстати, наши старшеклассники не курят, а малыши ведут борьбу с курящими папами. Для здорового питания всей школой выращиваем на приусадебном участке овощи для столовой и лечебные травы, но пока только икебаны делаем, а чай нет — вдруг аллергия. Кстати, в нашей школе нет медсестры — в районе говорят, средств на нее не хватает".