Украинцы, отбывающие пожизненное тюремное заключение, могут выйти на свободу через 20-30 лет

15 февраля 2016, 06:35
Пожизненное стало гуманной альтернативой смертной казни

Они живут надеждой. Украинцы, отбывающие пожизненное тюремное заключение, могут выйти на свободу через 20-30 лет, если народные депутаты примут соответствующий закон. Страна подгоняет законодательство под европейские нормы, а там нет места пожизненному заключению. Но готовы ли мы видеть рядом с собой серийных убийц, даже если они искренне раскаялись? Или это шанс на справедливость для тех, кто считает себя невиновным? 

Село Перехрестивка Роменского района под Сумами. Именно здесь находится одна из 9 украинских колоний с максимальным уровнем безопасности – это то, что мы привыкли называть колонией особо строгого режима. Два барака этой колонии населены людьми, которые отбывают пожизненный срок заключения.

Реклама

Пожизненное стало гуманной альтернативой смертной казни. В 1997 году президент Кучма перестал подписывать расстрельные приговоры, а в 99-ом Конституционный суд с перевесом в 1 голос отменил смертную казнь в Украине. Тогда это, кстати, спасло Анатолия Оноприенко, маньяка, убившего 52 человека – и это только доказанные эпизоды. 17 лет он просидел в одиночной камере, умер от сердечного приступа совсем недавно, в 2013 -ом, еще и похоронен был за государственные деньги.

Большинство тех, кто отбывает пожизненное сегодня – а таких 1,5 тысячи человек в Украине, еще 500 – на неподконтрольных территориях, – считает несправедливым, что их уравняли с такими кровожадными маньяками. Себя они считают пусть не безвинными, но раскаявшимися.

В колонии № 56 под Сумами отбывает наказание 146 человек, приговоренных к высшей мере – пожизненному заключению. Они живут в отдельных от всех остальных осужденных бараках, в камерах по 2-4 человека. Все – строго по распорядку: подъем, отбой, прогулки. Ровно в 12 – обед.

Реклама

Полностью на казенных харчах только те заключенные, которых никто не навещает. У остальных – домашняя кухня.

Сергей Куницкий за решеткой уже почти 20 лет. В 90-ые был членом ОПГ – организованной преступной группировки , – в Алчевске. Грабеж, разбой, жертвы. Точное количество убитых Сергей назвать не может.

Сергей, по его словам, искренне уверовал в бога, о содеянном сожалеет и очень хочет на свободу.

Реклама

"А меня здесь держат бессмысленно совершенно: я ем, сижу, проснулся – читаю, пишу, – поел, посидел, в окно глянул, пошел на прогулку сходил, в баню сводили. Лишить человека надежды – это самое тяжелое преступление, которое можно против человека совершить", – говорит он.

Для таких как Сергей Куницкий, главная надежда сейчас – на два законопроекта, которые рассматриваются в Верховной Раде. Оба – о смене наказания для людей совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Законопроект № 2292 замену наказания позволяет при определенных условиях.

Закон этот уже был проголосован, но президент наложил вето. Чему несказанно рад бывший оперативник, полковник в отставке Валерий Кур.

"Они общество в такой степени взбудоражат, посмотрите. Будут расстрелы настоящих правовиков, которые по-настоящему доказывали. Будут страшные экзекуции по отношению к людям, у которых есть деньги – они знают как их добывать. Кого вы выпускаете? Это страшилища!", – говорит он.

Усматривает Валерий Кур во всем этом и коррупционную составляющую.

При этом, "Киевский комиссар Катании" – так Валерия Степановича называли еще при Союзе, не просто допускает: знает, что за решеткой есть и незаконно осужденные. Делами многих из них он сейчас занимается.

"Проведите по каждому расследование. Из 10 выпущенных, поверьте, 1 заслуживает, чтобы его выпустили. Все остальные- под шумок: закон", – говорит он.

Целевого изучения своего дела десятилетиями ждут люди, которые считают себя несправедливо осужденными, отправленные за решетку навсегда.

Один раз в месяц каждый пожизненно заключенный имеет право на краткосрочное свидание. Оно может длиться до 4-х часов. Но, обязательно за решеткой, под замком и – в присутствии охраны.

С 2014 года разрешены пожизненникам и долгосрочные свиданья: трое суток раз в три месяца с близкими родственниками. У Вячеслава Полишко, – он в колонии уже 12 лет, – таких свиданий практически не бывает: родителей нет в живых, а девушка, которая ждет его на свободе, не имеет статуса жены. Свадьба будет только в том случае, если ему удастся выйти на свободу.

Вячеслав Полишко, осужденный к пожизненному заключению.

Вячеслав утверждает, что невиновен: его подставили, а признательные показания – выбили. В 2003 году в Полтаве было совершено разбойное нападение на кафе. Убили двух девушек. Со слов Вячеслава, он всего лишь подбросил туда на своей машине родного брата и его знакомого, а сам сразу же уехал.

Вячеслав все эти годы усердно изучает документы и не понимает: почему суд не увидел, по его мнению, очевидного.

Вячеслав уверен, что его судьбу решили деньги.

Народный депутат Анна Гопко, соавтор еще одного законопроекта 2033-а "Об обеспечении отдельным категориям осужденных права на правосудный приговор" уверенна, что такой закон Украине нужен.

Пока у осужденных на пожизненное заключение есть только один шанс выйти на свободу: написать президенту прошение о помиловании.

Один из законопроектов, принятия которых ждут пожизненно заключенные, будет рассмотрен уже на будущей неделе. Второму же – нужно преодолеть президентское вето.

Эту и другие новости вы можете посмотреть в выпуске информационной программы "События недели" на канале "Украина".