Украине светит третья газовая война с "Газпромом"

25 мая 2009, 09:25
Отношения между Украиной, Россией и Евросоюзом в газовой сфере обостряются. Эксперты сходятся во мнении, что в будущем неминуема эскалация конфликта, которая может спровоцировать третью газовую войну уже в этом году.

контрольная комната Газпрома, AP

В пятницу в Астане премьер-министр Юлия Тимошенко провела с главой российского правительства Владимиром Путиным переговоры о получении $5 млрд кредита на закачку газа в украинские ПХГ. Как объяснил источник в Кабмине, Тимошенко должна была смягчить заявления президента Виктора Ющенко о необходимости пересмотра газовых договоров с "Газпромом".

Однако по итогам переговоров Владимир Путин заявил, что давать деньги не стоит из-за высоких рисков, "связанных с предстоящими президентскими выборами и возможной реорганизацией газотранспортных структур Украины". Он отметил, что Россия обращалась в Еврокомиссию с предложением о совместном финансировании закачки газа в ПХГ Украины, но "там ответили устами министра финансов – для Украины денег нет". Как объяснил чиновник, знакомый с ходом переговоров, Россия требует предоставления гарантий участия "Газпрома" в модернизации ГТС.

Реклама

Несколькими днями ранее Виктор Ющенко дал понять, что модернизация украинской ГТС будет осуществляться исключительно на средства европейских структур. А по ее окончании система может быть интегрирована в европейскую. Уполномоченный президента по вопросам энергетической безопасности Богдан Соколовский в пятницу заявил, что работа по выполнению брюссельской декларации успешно проводится "и с Еврокомиссией, и с международными финансовыми институциями". Накануне он сообщил о намерении Украины присоединиться к Nabucco: "Нафтогаз" ведет переговоры с "австрийцами" (OMV) и "поляками" (PGNiG) о подключении к Nabucco. "Мы заинтересованы принимать участие в реализации проекта на всех этапах. Nabucco имеет поддержку в ЕC, и перспективы его реализации есть",– сказал господин Соколовский.

Провалились в пятницу и переговоры президента России Дмитрия Медведева с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу. Ранее ЕС широко анонсировал таинственный "механизм раннего оповещения при возникновении транзитных рисков" во избежание повторения январского газового кризиса. Но по итогам переговоров в Хабаровске Баррозу так и не раскрыл действие этого механизма. Медведев проинформировал Евросоюз о том, что риски очередных перебоев с газом в Европе появляются уже сейчас, так как в настоящее время Украине нужно закачать в свои хранилища около 19,5 млрд кубометров газа стоимостью свыше $4 млрд. "Если у украинской стороны есть деньги, это хорошо, но мы сомневаемся в платежеспособности страны",– заключил он и предложил ЕС дать Украине кредит для обеспечения поставок газа.

Несколькими часами позже в Москве зампред правления "Газпрома" Александр Медведев заявил, что отсутствие средств на закачку газа у "Нафтогаза" может создать технологическую проблему: "Кредитовать Украину, похоже, никто не торопится. И это уже может перейти из коммерческой проблемы в технологическую". Напомним, закачка газа в ПХГ начинается в апреле и завершается в октябре. Компрессоры были установлены в ПХГ в расчете на закачку газа в течение полугода, и они не смогут работать втрое быстрее.

Реклама

Поскольку стороны продолжают противостояние, наиболее вероятное следствие обострения отношений – третья газовая война, считает Виталий Громадин из ИК "Арбат Капитал". С ним соглашается директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. "Если раньше газовые кризисы были возможны раз в год, с этого года они стали возможны седьмого числа каждого месяца, когда по контракту Украина должна платить за газ",– говорит он.

Впрочем, в Украине в такой сценарий развития событий не верят. "Летом, когда потребление газа в стране минимально, никто войну не начнет. В крайнем случае мы продержимся за счет запасов в ПХГ, а ЕС в случае конфликта лишь ускорит строительство Nabucco",– уверен советник премьер-министра по энергетическим вопросам, член комитета Верховной рады по ТЭК Александр Гудыма. По его мнению, угрозы России – не больше чем попытка заставить европейских партнеров финансировать закупку газа Украиной, а также добиться собственного участия в модернизации ГТС.