Украинским школьникам нужна новая программа для уроков физкультуры

3 февраля 2018, 10:00
На физкультуре — бег, регби, корфбол и конспект по Олимпиадам

Спортзал. Дежурные упражнения и активность всех под одну гребенку не нравятся ни младшим школьникам, ни тем, кто постарше

Для многих украинских школьников два урока физкультуры в неделю — единственная активность. Но зачастую и она превращается в "один раз" — когда уроки делают "спаренными" или физрук напирает на конспектирование теории на занятиях. Ну а если школьник добудет справку-освобождение, схитрит о недомогании или забудет форму — то остается и вовсе без физнагрузок.

К сожалению, многие ученики жалуются, что им неинтересны уроки физкультуры в их современном исполнении, и "набирают жирок" диванно-гаджетовым времяпрепровождением. Хотя дети, где руководство школ подошло креативно, занятия посещают с удовольствием и любят работать с тренерами. "Сегодня" узнала, как должны проходить уроки по программам МОНа, чем недовольны родители и как заинтересовать учеников физкультурой.

Реклама

Нормативы ориентировочны, а модулей больше

Учебная программа в украинских школах построена по модульной системе. Она содержит инвариантную (обязательную) и вариативную (на усмотрение преподавателя) составляющую. К первой части относятся: теоретико-методические знания и общая физподготовка (бег, прыжки, подтягивания и т. д.). В то же время, нормативы, указанные в учебной программе, являются лишь ориентировочными. По словам начальника управления по вопросам информационной политики и коммуникаций МОН Татьяны Голубовой, для оценивания учитываются личные достижения ученика в течение учебного года, степень активности, участие в спортивных соревнованиях. Учителя могут применять и различные системы начисления "бонусных" баллов. Например, если ученик выполнит упражнение на не очень высокую оценку, но при этом его личный результат выполнения этого упражнения улучшится — то учитель может выставить оценку на 1—2 балла выше.

Также в учебную программу "Физическая культура. 5—9 классы" добавили еще 7 модулей: регби, корфбол, петанк, фехтование, военно-спортивные игры, степ-аэробика и чирлидинг на тот случай, если найдется такой преподаватель. Кроме прочего, расширены и добавлены модули для 10—11 классов.

ТЕОРИЯ. Большое недовольство как учеников, так и родителей вызывает теория.

Реклама

"Дети и так по 8 уроков сидят. Писать еще 45 минут, что было на олимпиаде в каком-то году — недопустимо", — считает мама киевского школьника Ирина Пономаренко.

В МОН же утверждают, что конспект иметь не обязательно, но все же желательно запоминать.

"Уровень усвоения теоретико-методических знаний является одним из четырех видов деятельности, по которым происходит оценка учебных достижений учеников на уроках физкультуры", — сообщили в ведомстве.

По-взрослому: "качалка" и танцы

Ученикам современных частных и альтернативных школ, как правило, нравятся уроки физкультуры.

"У нас в школе физкультура проходит в тренажерном зале с тренером. Он занимается с детьми йогой, аэробикой, дает силовые нагрузки. Задания ученики получают, исходя из состояния здоровья, роста, веса и личных предпочтений. Старшеклассники любят приходить в тренажерку просто на перерыве. У учеников 5—6 классов в программе настольный теннис, причем до 6 класса включительно обязательные предметы — ушу и хореография. Кроме того, в школе есть много секций по увлечениям, где работают профессиональные гимнасты, хореографы и др.", — рассказывает директор по стратегическому развитию частной школы "Афины" Алексей Греков.

Это же подтверждает и специалист по альтернативному образованию, соосновательница DEC Education Наталия Тарченко.

Реклама

"Альтернативная школа поддерживает и направляет естественную активность ребенка, а не подавляет ее. Ученик должен выбирать занятия по своему вкусу: кому-то интересны современные танцы, кому-то — брейк-данс, айкидо или командные игры. Физическая активность у нас в DEC life school сопровождает ребенка на всех этапах обучения. Вместо того, чтобы смирно сидеть на уроке, он может взять пуф и пройтись по классу, а на переменках станцевать с остальными учениками зажигательный танец — лайнап".

Занятие фитнессом на уроке

Тренировки и здоровье

В США спорт — национальная идея, а "ударники" физкультуры — основные претенденты на стипендию, за которыми вузы даже охотятся. Уроки начинаются всегда с разогрева мышц: активного бега, прыжков через скакалку, отжиманий, после чего ребята играют в выбранный ими вид спорта: баскетбол, волейбол, бейсбол, футбол и т. п. В школах работают до десяти учителей физкультуры и тренеров по отдельным секциям.

В Японии в школах преподается 6—10 видов спорта, и для каждого есть свой преподаватель с обязательной медицинской квалификацией. С первого класса учеников тестируют и выявляют проблемы со здоровьем, анатомические особенности и склонности к определенным видам нагрузок. В соответствии с выводом физрук, как семейный врач, ведет школьника до самого выпуска — составляя программу тренировок, рекомендации по питанию и т. д.

В Англии почти во всех школах есть бассейны, площадки для тенниса, баскетбола и футбола, любимые англичанами лужайки для гольфа, площадки для крикета или сквоша. Школьник может выбрать сразу несколько видов спорта, от гребли до верховой езды. При этом в некоторых школах обязательны занятия балетом для девочек, турпоходы для школьников и выезды на природу.

Спорт ради развития

МОН поддерживает необходимость распространения в школах программы ЮНИСЕФ "Спорт ради развития". Проект реализовывался в 302 школах пяти восточных областей Украины: Запорожской, Харьковской, Днепропетровской, а также на подконтрольных Украине частях Донецкой и Луганской областей. В рамках программы в течение 2016—2017 годов школы получили спортивное оборудование и форму, а в 30 учебных заведениях открыли спортивные площадки. Кроме этого, в 2017 году было проведено 27 тренингов для более чем 800 учителей физкультуры и руководителей школ.

2000 учебно-методических пособий доставили в ключевые научно-образовательные учреждения, участвовавшие в проекте. В этом году также провели спортивные турниры — в частности, футбольные соревнования среди девушек. По словам заместителя министра образования и науки Романа Гребы, турнир для школьниц был направлен на установление гендерного равенства.

"Спорт — это действенный инструмент для того, чтобы объединять детей, развивать у них лидерские умения и привычку работать в команде. Через спорт мы должны формировать у школьников полное неприятие любых форм дискриминации. Это, в частности, касается и такого явления, как буллинг. Именно через командную работу на уроках физической культуры дети могут учиться уважать друг друга и быть терпимыми", — отметил Греба. Есть надежда, что эта инициатива будет реализована и для других школ.