Украинский след в КНДР: зачем Киев втянули в скандал с северокорейскими ракетами

15 августа 2017, 19:20
До 2001 года украинский "Южмаш" действительно продавал России двигатели для ракет-носителей, но это касалось сотрудничества в космической отрасли

Украина не причастна к ракетной программе КНДР. Фото: nevskii-bastion.ru

Украина снова в центре международного скандала. Авторитетное издание The New York Times, основываясь на докладе Международного института стратегических исследований (IISS), сообщило, что секретом к успеху межконтинентальных баллистических ракет Северной Кореи, способных достигнуть территории США, могли стать украинские ракетные двигатели, произведенные "Южмашем". На украинском предприятии информацию NYT опровергли, а секретарь СНБО Александр Турчинов заявил, что за этой дезинформацией стоит Россия. С ним согласны и международные эксперты, говоря, что к этому причастны российские спецслужбы, ведь автор доклада, на который опирается NYT, долгое время работал в Москве. Пока Вашингтон официально не комментирует статью NYT, как и не выдвигает Киеву каких-либо обвинений. Но эксперты советуют Украине не ждать новой волны скандала, а взять инициативу в свои руки – начать собственное расследование с привлечением международных экспертов.

Заголовок скандальной статьи The New York Times, опубликованной в понедельник, звучал так: "Северокорейский ракетный успех связан с украинским заводом, говорят исследователи". Авторы ссылаются на доклад эксперта IISS Майкла Эллемана, который исследовал фотографии лидера Северной Кореи Ким Чен Ына во время инспекции новых ракетных двигателей и пришел к выводу, что они сделаны по образцу двигателей РД-250, которые были основой ходовой системы ракет SS-18 "Сатана". Именно они, по версии издания, за последние два года помогли Северной Корее достичь значительного прогресса с ракетой средней дальности "Хвасонг-12" и межконтинентальной баллистической "Хвасонг-14".

Реклама

Двигатели, как пишет NYT, производились лишь на нескольких заводах на территории бывшего СССР. И почему-то авторы статьи сосредоточили свое внимание именно на украинском "Южмаше". Для NYT Майкл Эллеман предполагает, что, возможно незаконно, двигатели в Северную Корею пришли из Украины. Хотя в своем докладе для IISS эксперт указывает на возможное постсоветское происхождение двигателя без привязки к Киеву. Авторы статьи в NYT не исключают, что Северная Корея могла приобрести мощные ракетные двигатели на "черном рынке". Они вспомнили случай, как 6 лет назад в Днепре задержали двух граждан Северной Кореи, которые пытались украсть секретные чертежи ракетных установок. Их задержала СБУ, предъявив обвинения в шпионаже, а в 2012 году суд приговорил их к 8 годам тюрьмы.

Секретарь СНБО Александр Турчинов заявил, что Украина никогда не поставляла в Северную Корею ракетные двигатели и технологии. "Считаем, что эта антиукраинская кампания спровоцирована российскими спецслужбами для прикрытия своего участия в северокорейских ядерных и ракетных программах", – добавил Турчинов.

По словам замминистра информполитики Дмитрия Золотухина, сам Майкл Эллеман в конце 90-х работал руководителем программы по сокращению ракетных вооружений в России и непосредственно общался с представителями Совета безопасности РФ и ФСБ. Украинские и американские эксперты и аналитики, комментируя статью NYT, не берутся зачислять Эллемана в агенты Кремля, ссылаясь на его предыдущие достаточно профессиональные доклады. К тому же, по их словам, специалисты авторитетного The Bulletin of Atomic Scientists также предполагают, что осенью прошлого года и весной этого Северная Корея проводила испытания ракет именно на двигателях советского происхождения РД-250. Но вместе с этим от Майкла Эллемана хотят услышать более весомые доводы, а не просто выводы на основе анализа фотографий.

Реклама

В целом же, по словам аналитика Института мировой политики Николая Белескова, если сравнивать статью NYT с докладом Майкла Эллемана в IISS, между ними действительно есть много отличий. Причем в статье, подчеркивает аналитик, акценты расставлены таким образом, что создается впечатление, что виновата именно Украина. К тому же два месяца назад информация, представленная в NYT, уже публиковалась в других американских СМИ, но почему-то именно сейчас вышла на первый план. Позже в своем Twitter Эллеман открестился от обвинений в адрес Украины, мол, "Южное" (КБ "Южное при "Южмаше" – Авт.) – один из нескольких возможных источников производства и поставки двигателей, другие – сосредоточены в России.

"Более того, о чем еще не говорят, в Украине эти двигатели собирали, но пуски производили в РФ. То есть, конечный потребитель – РФ. И второе, мы же не знаем, сколько предприятий были задействованы в кооперации по созданию этого двигателя? Явно на "Южмаше" этот двигатель не делали полностью. Скорее всего, часть деталей изготавливали сами, а часть получали из РФ и других постсоветских республик. И даже когда ракеты снимали с боевого дежурства, с них снимали двигатели, это все делалось в РФ. У нас ракеты SS-18, о которых идет речь, не стояли", – сказал "Сегодня" Николай Белесков.

В "Южмаше" заявили, что за годы независимости Украина не производила никаких баллистических ракет ни для себя, ни для РФ, ни для любой другой страны. Москва никогда не обращалась в ГП "КБ "Южное" за созданием новых модификаций ракет SS-18, да и Украина по международным обязательствам не смогла бы этого сделать. "Начиная с 1991 года технологические линии по производству двигателей в ГП "ПО "Южмаш" с характеристиками, аналогичными двигателю РД-250, были частично демонтированы. Производственная линия для создания баллистических ракет SS-18 и двигателей для них была полностью уничтожена. Ввиду этого, в настоящее время предприятие не располагает производственными технологиями для изготовления ракетных двигателей указанной конфигурации", – сказано в заявлении "Южмаша". Единственный двигатель, отмечают в "Южмаше", который когда-либо поставлялся как отдельный компонент, – двигатель VG143 для четвертой ступени европейской ракеты-носителя Vega.

Реклама

В Госкосмическом агентстве уточнили, что до 2001 года по заказу Москвы "Южмаш" выпускал двигатели для двух небоевых космических проектов – "Циклон-2" и "Циклон-3". Было изготовлено 111 ракет "Циклон-3" и 122 ракеты "Циклон-2" и все пуски прошли успешно. "Самостоятельно никаких поставок двигателей Украина не выполняла за все время независимости с момента освоения этой техники украинским предприятием "Южмаш" и сопровождающим его КБ "Южное". Поэтому утверждение Эллемана является абсолютно беспочвенным. Украина занималась поставками двигателей только в составе ракет. Более того, чтобы эти двигатели и ракету соответствующим образом использовать, необходим  доступ к технологии производства ракетного топлива. Такой технологии Корея не имеет. Имеют две страны, по большому счету, – это Россия и Китай", – заявил и.о. главы Государственного космического агентства Украины Юрий Радченко.

Эксперты уверены, что двигатели РД-250 в Северной Корее могли оказаться именно российского производства, так как ни для кого не секрет, что Россия поддерживает КНДР. "В вопрос продажи Украиной документации или продажи технологии на сегодняшний день я верю мало. В Северной Корее нет такого завода, который бы смог воспроизвести эту технологию. В лабораторных условиях собрать такой двигатель практически нереально. Наиболее реалистичный вариант – РФ поставляет ракеты-носители для Северной Кореи", – сказал "Сегодня" военный эксперт Олег Жданов.

При этом как украинские, так и западные аналитики подчеркивают, что если бы Украина была действительно причастна к поставкам двигателей в Северную Корею, этой информацией уже давно заинтересовались бы американская разведка и Госдеп. К тому же, статьи о докладе, как уже было сказано выше, в американской прессе появились еще два месяца назад, и этой информацией никто не заинтересовался. Также маловероятно, что сегодняшний ракетный скандал пошатнет репутацию Украины так, как это было с "кольчужным скандалом" (когда Украину обвинили в продаже Ираку в обход санкций ООН радарных комплексов "Кольчуга"). Тем не менее, эксперты советуют запросить у "Южмаша" документацию о произведенных и поставленных в Российскую Федерацию двигателях для ракет-носителей. А в Atlantic Council добавляют, что к этому процессу лучше привлечь международную экспертную группу, которая с легкостью докажет, что во всей этой истории явно есть российский след.