Космическое государство. Как инженер из Старобельска мог бы изменить историю космонавтики

22 марта 2021, 13:19
Вклад Георгия Лангемака в покорение космоса оценили только через 30 лет после смерти ученого

Коллаж "Сегодня"

К 60-летию первого полета человека в космическое пространство сайт "Сегодня" запускает собственную многоступенчатую "ракету" – серию публикаций, посвященную тем пионерам космонавтики, которые имеют украинские корни.

Героем первой серии нашего космически-публицистического сериала стал академик Владимир Челомей, создавший, кроме прочего, шпионский спутник-истребитель. А сегодня мы поговорим об ученом и конструкторе ракет Георгии Лангемаке, который придумал сам термин "космонавтика".

Реклама

Украденная "Катюша"

Георгий Эрихович Лангемак прожил недолгую и трагическую жизнь – всего 39 лет. Но приключений, испытаний и открытий, которые выпали на его недолгий век, хватило бы на три жизни. Кроме прочего, Лангемак успел повоевать на Первой мировой и в армии Петлюры, дружить с М. Булгаковым и переписываться с Циолковским, изобрести ракетный комплекс "Катюша" и термин "космонавтика".

Уроженец Старобельска Луганской области (по другим данным – Елизаветграда, теперь Кропивницкого), Георгий Лангемак стоял у истоков не только советской, но и мировой космонавтики. Другой вопрос, что этот факт стал достоянием общественности уже после смерти изобретателя.

Реклама

Более, того, его главное открытие – реактивные снаряды РС-83 и РС-132, которые легли в основу боеприпаса реактивной системы залпового огня, получившей во время Второй мировой название "Катюша", было, по сути, украдено его "коллегой" по Реактивному НИИ (НИИ №3) Андреем Костиковым.

Именно он во времена "большого террора" написал донос на разработчиков РС-83 и РС-132 Ивана Терентьева и Георгия Лангемака, после чего присвоил их работу и возглавил Институт. На допросах из Лангемака выбили показания на соратников ученого, одессита Валентина Глушко и уроженца Винницы Сергея Королева – будущих пионеров советской космонавтики. Им удастся выжить, а вот Лангемака и Терентьева расстреляли в подвале Московской комендатуры на Страстном бульваре 11 января 1938 года.

Посмертное открытие ученого

Вклад Лангемака в космонавтику был оценен только через много лет после его смерти. В 1935 году ученый в соавторстве с В. Глушко написал работу "Ракеты: их устройство и применение". В этой книге, изданной тиражом всего лишь 700 экземпляров, были изложены принципы, которые впоследствии лягут в основу двигателей первых советских космических ракет.

Реклама

Большинство тиража было уничтожено по инициативе НКВД, и на весь мир осталось всего 10 экземпляров. Точнее, уже 9 – один томик "Ракет", входивший наравне с Библией и Кораном в библиотечку орбитальной станции "Мир", утонул вместе со станцией в Тихом океане в марте 2001 года. Впрочем, один экземпляр успел попасть в Германию, где был издан в переводе на немецкий в 1942 году.

По воспоминаниям доктора технических наук Леи Кизнер (к слову, уроженки Гайсина), "к выводам Лангемака сотрудники НИИ №3 пришли только спустя несколько десятков лет после его смерти".

"И все это получилось из-за того, что нам не удавалось познакомиться с трудами Лангемака. Чисто случайно мне удалось увидеть его первую фундаментальную работу только через 60 лет после ее издания...", – писала Кизнер.

В 2016 году на родине изобретателя, в Старобельске, в его честь была названа улица (бывшая Розы Люксембург). На здании бывшей гимназии в Кропивницком установлена мемориальная доска.

Он мог бы изменить историю космонавтики

В 1967 году Международный астрономический союз назвал в честь Лангемака кратер на обратной стороне Луны. Это было признанием заслуг человека, который ввел в обиход слово "космонавтика". Именно эта наука стала новой религией ХХ века – как минимум, на "одной шестой" земной тверди, которую занимал Советский союз.

По мнению министра обороны СССР, маршала Дмитрия Устинова, при Лангемаке история советской космонавтики была бы совсем другой. "Если бы Лангемака не расстреляли, я был бы у него замом, а первым космонавтом стал бы не Гагарин, а Титов", – цитирует маршала в книге "Неизвестный Лангемак" историк космонавтики Александр Глушко, сын В. Глушко.

"Успей Георгий Эрихович завершить свои разработки – мы бы сейчас осваивали систему Юпитера, а на Луну летали бы (как мечтал Королев) "по профсоюзным путевкам", – вторит ему сам А. Глушко.

В оценках наследия Лангемака исследователи доходили до совершенно фантастических интерпретаций. Так, в Уфимском государственном авиационном техническом университете вышла работа В. А. Малышенко (причем его научным руководителем выступил профессиональный историк, профессор Усман Гайсин), в которой на полном серьезе утверждается, что в 1936 году ученый, ни много ни мало, открыл проход в четвертое измерение. Правда, открытие зашифровал, а бумаги спрятал. Куда — не знает никто.

Но если не брать во внимание антинаучную фантастику, то по словам Леи Кизнер, главный вклад Лангемака в науку заключается в том, что он "вошел в историю как самый крупный специалист по внутрикамерным процессам твердотопливных ракет". Лангемак открыл так называемый закон подобия, который позволил определить оптимальную геометрию сопла реактивного двигателя без длительных дорогостоящих экспериментов — аналитическим расчетом.

О всех шести героях украинской космонавтики вы можете прочесть в спецпроекте сайта "Сегодня" "Космос – наш!".

Напомним, что 9 марта Вооруженные силы Франции начали первые в истории страны космические военные учения. По сценарию маневров, участники AsterX будут отслеживать потенциально опасный космический объект и угрозу самому спутнику.