Украинцы собирают в сети советские остановки

10 октября 2010, 16:07
Любители прошлого создали в интернете сообщество "Зупинки" и собирают фото мозаичных "пристанищ".

Шедевры. В СССР в каждом селе старались сделать собственную эксклюзивную остановку, и чтоб лучше, чем у соседей. Фото сommunity.livejournal.com/zupynka/

Смотрите ФОТО

Тема "Зупинки" появилась в ЖЖ недавно и очень быстро стала популярной. Идея проста: люди фотографируют старые советские остановки и выкладывают фото в community.livejournal.com/zupynka/. Эти атрибуты истории нашей страны уходят в прошлое. То есть становятся раритетами.

Реклама

Автор темы — историк Ирина Пустынникова из Каменец-Подольского. Однажды она обратила внимание на остановки с казацкой тематикой возле Каменца. С них все и началось: "Это удивительно красивые работы, просто экспонаты для музея. Увы, сейчас они разрушаются, остается только фотографировать, чтобы сохранить хоть память. В нашем крае было очень популярно делать казаков. Они для меня такие же маркеры территории, как колодцы с журавлями в Молдове. Мозаика — своеобразный этнографический дорожный знак: вот у нас Буковина, тут уже Подолье, а здесь Молдова начинается".

Ира признается, что не ожидала такого внимания к теме интернет-комьюнити — буквально сразу после того, как она повесила несколько фото, стали появляться снимки остановок со всей Украины. Одна из самых активных участников "Зупинок" — Оля (просила не называть ее фамилию. — Авт.) из Запорожья. Она сделала около сотни фото на востоке страны: "Так совпало, что когда у меня появился автомобиль, и я стала больше путешествовать, я наткнулась на сообщество "zupynka". Одна из самых потрясающих остановок — "Аэродром Широкое" в Запорожской области — посвящена запуску первого человека в космос: на ней очень симпатичные ракеты. А по трассе Запорожье—Днепропетровск возле каждой остановки располагаются еще WC с казаком и его женой — соответственно для женского и мужского входов в туалет".

Ирина добавляет, что ее больше всего поразила автобусная остановка в Чернокозинце Каменец-Подольского района: "Это такая сельская советская вселенная в миниатюре, мир глазами заполитизированного малыша: налево — газета "Искра", по центру — женщина с ребенком провожают в небо журавлей, а справа — Незнайка и Буратино с олимпийским мишкой. Сельский наивный сюр". По словам Ирины, часто дорога в 100 км занимает до 6 часов — ведь для того, чтобы мозаичное полотно хорошо просматривалось на снимке, нужно найти ракурс. А это часто занимает не меньше 20 минут".

Реклама

Сегодня в теме "Зупинки" больше сотни снимков. Знакомые и друзья намекают Ире о персональной выставке: "Возможно, это и неплохой замысел для людей с организаторской жилкой и безоговорочной уверенностью в качестве своих фото. Я не имею ни первого, ни второго. Так что пока остановки будут "жить" в интернете".

"ПЯТЕРКА" ЗА ХМЕЛЬНИЦКОГО

История мозаичных остановок в Украине насчитывает больше полувека. Первые появились еще при Хрущеве, на востоке Украины. Тогда единственный в стране завод, производивший смальту (эмаль для мозаики) находился на Луганщине, и студенты-монументалисты получали достаточно материала, чтобы реализовывать дипломные работы. "По тому, какие затрагивались сюжеты, можно вычислить хронологию и те события, которыми жила страна, — говорит художник-реставратор из Харькова Вячеслав Шулика. — Например, в начале 60-х на стали появляться украинские мотивы — журавли, рушники, казаки. Потом Олимпиада, и специально на пути следования олимпийского огня из мозаики делаются олимпийские мишки. А когда праздновали 350-летие Хмельницкого, то фаворитом дипломных работ стал он, все знали — тому, кто берется за Хмельницкого, "5" обеспечена". Увы, но будущего у этих остановок нет. Да, это произведения искусства. Да, те мозаичные сюжеты неповторимы и представляют интерес не только для туриста, но и для специалистов, но в Украине погибает множество разных, более ценных объектов, например, усадьбы, и их никто не спасает. Но главное, что у нас смальту уже не производят, а заграничная — не из дешевых. Реставрация только одного квадратного метра будет стоить $200—300".