Украинцы плавают на боевом корабле викингов и ходят по 200 км на руках

19 октября 2010, 07:06
Наши экстремалы путешествуют вокруг света на яхтах, пожарных машинах, байках и с табуреткой.

Весь мир знает о чудаках и героях, которые стали первыми в необычных путешествиях. Мы то и дело слышим об иностранцах, которые огибают мир в 16 лет, оббегают его, сменяя несколько десятков пар кроссовок, или проходят огромные дистанции задом наперед. Но ведь и в нашей стране есть свои герои.

В БУРИ НА ЯХТЕ. 10-метровая яхта "Купава", которая в ноябре прошлого года вышла из гавани киевского яхт-клуба, чтобы обогнуть земной шар и заскочить в гости к украинским ученым на антарктическую станцию "Академик Вернадский", продолжает свой путь. Изначально под парусами "Купавы" шли капитан Юрий Бондарь и его коллеги Андрей Зубенко, Валерий Деймонтович и кинорежиссер Михаил Ильенко (по ходу путешествия снимал кинофильм). Все киевляне. Сейчас двух последних сменили Виктор Копайгородский и Геннадий Стариков. В конце июня моряки прошли мыс Горн в Южной Америке. Это место — одно из самых опасных в мире для маленьких яхт. Тут сходятся Тихий и Атлантический океаны, создавая постоянные штормы. А наши путешественники решили пройти мыс "против шерсти", то есть с ветром "в лоб" и волнами "в нос". Сами моряки говорят, что по такому маршруту, с Востока на Запад, во всем мире прошло не больше 10 яхт: "Зимой вообще не факт, что кто-то проходил, — говорит один из моряков, Андрей Зубенко. — Особенно почетным для яхтсменов считается пройти мыс Горн под парусами, как мы и сделали. Мы лавировали — поворачивались к ветру то одним боком, то другим, зигзагом продвигаясь вперед. Сложнее всего к нему подходить и отходить от него. Подходили весь световой день. А от Буэнос-Айреса и до мыса были сплошные штормы с 7-метровыми волнами".

Реклама

Правда, на антарктическую станцию попасть путешественникам не удалось. "Мы пришли в Ушуая (город на юге Аргентины) зимой, и оказалось, что все подступы к Антарктиде затянуло льдом на сотни километров. Но мы передали нашим зимовщикам через голландских яхтсменов подарки (фильмы, книги, мед и сало. Они обещали добраться до "Вернадского" на своей яхте, и передать их", — говорит Зубенко.

Сейчас "Купава" идет из чилийского города Порто Монт к островам Робинзона Крузо (западнее Чили), дальше на остров Пасхи, потом в Австралию. "Там задержимся на пару недель, чтобы подкрасить яхту. После в Индийский океан, Кейптаун, а оттуда — либо домой, либо спустимся к полярному кругу, и таки доберемся до антарктической станции!".

Смотрите ФОТО

Реклама

НА БАЙКЕ В ГИПСЕ. В конце этого лета киевлянин Валерий Крышень отправился в одиночное кругосветное путешествие на мотоцикле. Сейчас парень едет по Дальнему Востоку, за колесами уже более 10 тыс. км. В дороге было немало приключений, и не все они были приятными. В 150 км от Астаны у мотоциклиста лопнула шина, и он слетел с дороги. В местной больнице наложили гипс, две недели Валерий жил у своих казахских друзей, но не дождавшись, пока нога заживет окончательно, вновь отправился в путь. Правда, из-за гипса пришлось надеть ботинок на два размера больше.

В степи или лесу Валера ночует в палатке. Чтобы не привлекать внимание — не разводит костер, ведет себя как можно тише. "И вот однажды в глухой тайге я начал засыпать, и вдруг слышу — два человека копошатся у моего мотоцикла. Один говорит: "А может, их двое? Я пойду к палатке, проверю", и идет ко мне. Сердце вылетает наружу, и... я просыпаюсь", — говорит путешественник. В ближайшее время Валерий планирует отправиться на пароме в США, где у него запланирована встреча с Арнольдом Шварценеггером.

НА ПОЖАРНЫХ МАШИНАХ ИЗ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В МОНГОЛИЮ

Реклама

Mongol Rally — автогонка-приключение Великобритания—Монголия. В этом ралли участвуют только старые автомобили, и чем они архаичнее, необычнее — тем больше шансов победить. Впрочем, призы в гонке символические, взносы которые делают команды (на наши деньги порядка 13 тыс. грн.) идут на благотворительность, а машины после финиша передаются в дар монголам. Любопытно, что в этом году в ралли участвуют дончане Вадим Моисеенко и Владимир Дубровский. Ребята катались по ночному Донецку на роликах, заехали в "МакДональдс" попить кофе, и увидели на стоянке необычные пожарные машины. Слово за слово — стали членами экипажа, и уже почти два месяца в пути. Последние впечатления от Монголии: "Здесь, кажется, за рулем пьют все! А вообще народ дружелюбный".

С ТАБУРЕТКОЙ К ОКЕАНУ: АВТОСТОПОМ ПО АМЕРИКАМ


Ночлег. Спать артистам с табуретом иногда приходится на улице

Уже полгода по просторам Северной и Южной Америки путешествует интернациональная команда чудаков, которая несет к Тихому океану табуретку. Они собираются установить ее на мысе Горн в Чили. Это уже четвертая "табуреточная" экспедиция, рассказал "Сегодня" автор экстремального проекта Леонид Кантер. Одна табуретка стоит на побережье Атлантического океана (Ля Рошель, Франция), вторая — Индийского (Киринда, Шри-Ланка) и третья — Северного Ледовитого (архипелаг Свальбард, Норвегия).

По Америкам ребята принципиально путешествуют автостопом, зарабатывая на еду и ночлег уличными выступлениями. "Власти относятся к нам по-разному. Все государства хотят видеть иностранцев в роли добропорядочных туристов. Иногда нас люди приглашают в гости на ночлег, иногда же ночуем где придется", — рассказал "Сегодня" Леонид. Кстати, Кантер уже дважды попадал в тюрьму: один раз в Канаде, где женщина, дававшая ночлег, обвинила его в краже драгоценностей, и второй раз в Мексике, где у него возник конфликт с таксистом, требовавшим больше денег за свои услуги, чем было оговорено. Но в обоих случаях все закончилось хорошо, и сейчас экспедиция уже в Панаме.

"В США все было сложно, — делится впечатлениями жена Леонида Диана Карпенко-Кантер. — Например, палатку в неустановленном месте, не заплатив, не поставишь. В Центральной Америке проще: автостопом ездят все. Часто большими семьями. Когда узнают, что мы не гринго (сленговое название американцев. — Авт.), а из бывшего СССР, вопрос о деньгах исчезает моментально". То и дело у путешественников возникают сложности на границе, несмотря на то, что визы в паспорте у них стоят.

Последняя забавная история произошла, когда ребята ехали из Коста-Рики в Панаму. С них потребовали обратный билет (их продавали рядом с пропускным пунктом за $15). Подождав пару часов, путешественники попали на другую смену и получили визы без всяких вопросов и билетов.

Смотрите ФОТО

НА ВЕСЛАХ ПО СЛЕДАМ КАЗАКОВ И ВИКИНГОВ


"Сварог". Экипаж управляет ладьей с помощью весел и паруса

С 2003 года дракар "Сварог", точная копия боевого корабля древних викингов, рассекает воды Днепра и других рек. Его экипаж — разношерстная компания любителей экстрима и истории, а капитан у них — ученый Сергей Воронов, руководитель отдела подводного наследия Института археологии НАНУ. Он принципиально не использует на ладье современную технику, поэтому управляют ею веслами, изредка — парусом (когда корабль выплывает в море). Если судно садится на мель, экипаж выталкивает его, стоя в воде голыми по пояс. Воронов использует "Сварог" для исторического моделирования — пытается повторить водные маршруты, описанные в древних источниках.

Первым большим плаванием "Сварога" стал переход в 2003 году по Великому шелковому пути (из Мариуполя через Азовское море по Дону, затем в Калмыкию). В 2004-м ладья плавала в Польшу, из Киева в Гданьск (Янтарный путь). В 2008 году — из Новгород-Северского по Десне до Киева. В 2009-м "Сварог" участвовал в фестивале исторических кораблей в Великом Новгороде, где завоевал титул "Самого роскошного судна". Теперь в планах — переход из Турции в Крым. "В древних источниках есть упоминание о том, что античные мореходы, а потом и украинские казаки пересекали Черное море в самом узком его месте — 287 км — на веслах и под парусом. Мы хотим попытаться повторить этот маршрут, стартовав в порту Синоп и финишировав в районе Аю-Дага. К тому же в некоторых источниках сказано, что посреди Черного моря есть точка, с которой при хорошей погоде видно верхушки гор Турции и Крыма одновременно. Хотим проверить", — рассказал Воронов.

Смотрите ФОТО

ПРОШЕЛ 200 КМ НА РУКАХ. ХОТЕЛ 1500 КМ


Врач из Донецка. На рукомобиле хотел обогнуть Азовское море

Маршрут 57-летнего путешественника, дончанина Юрия Рассамахи, на первый взгляд, ничем примечательным не отличался. Он хотел обойти вокруг Азовского моря. Но как — на руках! Так донецкий врач хотел привлечь внимание к проблеме загрязнения Азова. 2 апреля 2010 года Рассамаха вышел из Мариуполя на тележке-рукомобиле (на ней он лежал и отталкивался от земли руками). Смастерил это чудо техники его друг из Макеевки. Чтобы не стереть руки в кровь, Юрий запасся 30 парами перчаток с резиновым напылением. А чтобы придать путешествию еще один смысл (мол, акция посвящается еще и Евро-2012) взял с собой футбольный мяч, который катился в специальном кольце впереди рукомобиля.

Маршрут путешественник прописал себе такой: из Мариуполя через Новоазовск — к российской границе, затем мимо Таганрога и Ростова в Краснодарский край, далее — порт "Кавказ", потом паромом до Керчи, а оттуда Джанкой—МелитопольМариуполь. Весь путь экстремал планировал пройти за полтора месяца. Но успел за 20 дней…

Как нам признался Рассамаха, он со своей мечтой не справился: "Перед границей с Россией я сильно травмировал руку — вывихнул локтевой сустав". Причем покалечил Юрия тот самый мяч. "Был спуск, я катился на скорости примерно 40 км/час, мяч подскочил под обруч и попал под рукомобиль, поставив его на бок. Я чудом не перевернулся". Пришлось ехать какое-то время на джипе друзей, которые следовали за ним. "Да и по российским трассам двигаться было практически невозможно — фуры ехали одна за другой, и меня останавливали сотрудники ГИБДД, говорили, что я могу создать пробки. А второстепенные трассы такие же разбитые, как и у нас, — невозможно ехать. А вообще люди с любопытством на меня реагировали и по-доброму. В деревнях предлагали помощь, еду. А одна женщина научила целебному массажу, чтобы лечить вывихи!".

Да и ночевать под открытым небом, как планировал Рассамаха, не удалось — погода в России не жаловала, лили дожди, а ночами температура приближалась к нулю: "Часто спали в джипе, — рассказывает дончанин. — Ну а питались молоком, колбасой, курятиной, хлебом, в общем тем, что продают в лавках на трассах". Всего, по словам путешественника, из 1,5 тыс. км пути на руках он прошел километров 200: "Но не последний год живем! — не отчаивается Рассамаха. — Может повторю маршрут, когда лучше подготовлюсь. А сейчас планирую новое путешествие. Хочу на джипе посетить 4 океана — Северный Ледовитый, Тихий, Атлантический и Индийский, — искупаться в них".

Смотрите ФОТО

ВАННОМОБИЛЬ. Еще одно путешествие на необычном автомобиле совершил пару лет назад одессит Роман Билык. Весной 2007 года он сконструировал… ванномобиль (чугунная ванна с колесами, педалями, рулем и моторчиком) и проехал на ней по автобану Одесса—Киев. Когда на скорости 60 км/час в столицу заехала ванна, гаишники были в шоке. Теперь чудак намерен объехать на ней мир. А недавно ванноциклист нашел свою фотографию в учебнике по охране здоровья для 7-х классов, как иллюстрацию о причинах ДТП. "Я на автованне попал в ДТП только раз, когда идущая впереди машина резко затормозила на спуске, и я задел ее бампер", — говорит Билык.

ПЛОТ ИЗ ПУСТЫХ БУТЫЛОК

"Весной следующего года мы сделаем плот из пустых пластиковых бутылок и пройдем на нем через всю Украину — от Черниговской области до Херсонской. За полтора-два месяца от границы с Россией до Черного моря", — делится планами путешественник из Донецка Александр Вяткин.

Напомним, в этом году команда из Запорожья уже планировала подобный поход от острова Хортица по Днепру до Черного моря. Планам не суждено было сбыться — конструкция из "баклажек" оказалась неготова к штормам в Каховском водохранилище. И через пару дней им пришлось закончить путешествие. "У нас будет надежное судно, мы построим даже не плот, а катамаран — два "поплавка" (бутылки в металлической сетке) и между ними — настил для палатки и вещей. Будут у нас и парус, и весла, — рассказывает еще один участник похода, в прошлом моряк Андрей Котюхов. — По предварительным подсчетам для плота нам понадобится 20 тыс. пустых бутылок".

АРТ И УТИЛЬ. Донецко-киевская команда планирует это мероприятие не только для развлечения и отдыха. Основная задача: привлечь внимание к проблемам экологии. "У нас есть задумка сделать поход не только экологической, но и арт-акцией. В городах на набережных мы будем создавать из бутылок инсталляции-призывы: "Не надо мусорить!" А в конце пути сдадим все запчасти нашего судна в утиль", — говорит еще одна участница будущего похода киевлянка Алена Макиевская. Добавим, что "Сегодня" собирается принять активное участие в этом походе.

НЕОБЫЧНЫЕ ИНОСТРАНЦЫ: ДО БЕЛОГО ДОМА НА КОЛЕНЯХ, ВОКРУГ СВЕТА В 16 ЛЕТ

1,5 ГОДА ЗАДОМ НАПЕРЕД. В 1930-х годах 36-летний американец Плени Винго дошел из Санта-Моники (Калифорния) в столицу Турции Стамбул. Стартовал 15 апреля 1931, а финишировал 24 октября 1932 года. Но самое интересное, что шел он… задом наперед! Как он пересекал океан, неизвестно. Возможно, для чистоты эксперимента наматывал круги по палубе. В среднем за сутки он проходил 30—35 километров. Чтобы не свернуть себе шею, загадочный мистер Винго смастерил себе очки-перископ с зеркалами, и таким образом ему не нужно было постоянно оглядываться.

НА КОЛЕНЯХ К ПРЕЗИДЕНТУ. Два с половиной года (с 1976 по 1978 годы) 39-летний баптистский священник Ханс Муликан шел из Техаса в Белый дом (Вашингтон) почти 2600 км на коленях. А вернее — на четвереньках. Его ноги по колени были завернуты в мех и покрыты металлическими пластинами, в руках — ось с двумя колесами. За ним ехала тачка с надписью Pray America ("Молись Америка"), прицепленная к его поясу, и флагом США. Свой поступок он объяснил тем, что руководство страны мечтает о том, как все будут ходить на коленях и просить милостыню. Но тогдашний президент Джимми Картер Ханса не принял. Охранники сказали, что президент занят.

ВОКРУГ СВЕТА В 16 ЛЕТ. Австралийка Джессика Ватсон считается самым молодым путешественником, совершившим безостановочную кругосветку. В 16 лет она обплыла земной шар на 10-метровой розовой яхте. Стартовала Джессика из Сиднея 18 октября 2009 года, а финишировала 15 мая 2010 года там же. Причем этот непростой вояж она совершила в одиночку! За семь месяцев девушка пересекла экватор и обогнула южные оконечности Америки и Африки, пройдя 42 600 км. В конце января ее яхта попала в сильный шторм в Атлантике, судно несколько раз перевернулось, получило множество мелких повреждений, но осталось на плаву.

МИРОВАЯ ПРОБЕЖКА. Британский бегун Роберт Гарсайд пробежал вокруг света за 5 лет. Стартовал он в индийском городе Нью-Дели 20 октября 1997 года, а финишировал там же 13 июня 2003 года. Во время своего мирового забега, Гарсайд ночевал и в пятизвездочных отелях, и в камере полицейского участка. В Китае Роберта задержали из-за неправильно оформленных документов. Так же, на бегу спортсмен собрал 120 тыс. фунтов пожертвований, и нашел свою любовь — Эндрину Перез из Венесуэлы. Всего на "пробежку" британец потратил 2062 дня, преодолев 48 тыс. км на территории 29 стран и сменив 50 пар кроссовок.