Украину обрезают соседи

19 июля 2010, 07:54
Румыния и Молдова вовсю перебивают бизнес наших портов на Дунае

Рени. Молдаване отбирают у наших портов грузоперевозчиков. Фото portreni.com.ua

Пока политики в Киеве спорят на тему, угрожает ли украинской независимости "экспансия России", на юго-западе нашей страны происходят реальные внешнеполитические конфликты. На встрече с комиссаром Еврокомиссии Йоханнесом Хановым премьер Николай Азаров сообщил об очередной проблеме, которая возникла в украинско-румынских отношениях: "Мы обеспокоены позицией Румынии, которая в одностороннем порядке проводит работы по расширению устья Дуная, чтобы переориентировать грузопотоки на свои порты".

Экономические проблемы для Украины осязаемы: расчищая устье со своей стороны, румыны сбрасывают ил в украинскую часть реки, делая невозможным судоходство по ней. Как известно, это не первая экономическая война Украины с Румынией: в прошлом году мы проиграли международный суд и румынам отошла часть черноморского шельфа возле острова Змеиный с запасами нефти, которые оцениваются в $10 млрд. И в нынешнем споре нам тоже сложно ждать успеха, — по крайней мере, комиссар Еврокомиссии нам поддержки не обещает, говоря лишь о решении, "приемлемом как для украинской, так и румынской стороны".

Реклама

"Румыния ведет себя так, как позволяет Украина, — говорит член комитета по иностранным делам Рады, нардеп-бютовец Андрей Шкиль. — Ведь в устье Дуная мы можем делать то же, но не делаем по надуманной причине: там находится заповедник, который трогать нельзя. Да, в теории это правильно, но Румыния уничтожила свою часть заповедника и сейчас расширяет устье, забирая себе грузопотоки. Потому Азарову надо не жаловаться Европе, а дать команду чистить нашу часть устья".

Справедливости ради отметим, что Украина не всегда себя вела как травоядное животное: при Кучме, в 2004-м, было начато строительство канала Дунай—Черное море, который должен был стать более дешевой альтернативой румынским каналам. Правда, в 2005-м, после смены власти, строительство перестали финансировать. В 2006-м правительство возобновило реализацию проекта, и в 2007-м по каналу пошли суда. Но пока канал используется не на полную мощность, так как в 2008—09 годах работы по углублению дна не финансировались.

МОЛДОВА. Тем временем нас обставляет уже не только Румыния, но и Молдова. Еще в 1990-х годах был подписан договор, согласно которому мы отдали часть побережья Дуная в обмен на территорию с частью трассы. Участок трассы молдаване передают Украине только в этом году, зато уже успели построить на своей выменянной территории (480 м берега) порт Джурджулешты, который из-за более низких расценок отбирает грузоперевозчиков у украинских портов на Дунае — Рени и Измаила.