Украину принимают в "восточные партнеры"

9 декабря 2008, 07:13
Наша евроинтеграция теперь будет долгой, но в ней появился смысл и выгода.

Саркози и Туск. Старая Европа успокаивает новых членов ЕС. Фото АР

В вопросах евроинтеграции 2008 год стал для Украины отрезвляющим. Вместо присоединения к Плану действий по членству в НАТО страна получила туманные обещания о будущем членстве, а вместо стремительного вступления в ЕС — программу "восточного партнерства", о которой Евросоюз официально объявят 11 декабря. Согласно ей, Украина получает такие же перспективы, как и Беларусь, Молдова, Грузия, Армения и Азербайджан. Украину можно зачислять в лидеры группы, но выход в финал, то есть вступление в ЕС нам никто не гарантирует. Причин этому две.

Первая — ряд стран ЕС, в том числе Франция и Германия выступают против расширения (по крайней мере, до тех пор, пока не будет принят Лиссабонский договор, который еще называют "европейской конституцией", а с этим есть серьезные проблемы).

Реклама

Вторая — "восточное партнерство" — является общей программой для 6 государств, а предоставление перспектив евроинтеграции Азербайджану может вызвать негативную реакцию европейского избирателя (по аналогии с Турцией, многие не готовы видеть мусульманскую страну в ЕС). Такие выводы сделал корреспондент "Сегодня", принявший в ноябре участие в ряде встреч с европейскими политиками и общественными деятелями в Париже и Гааге.

"Евросоюз расширялся очень быстро, впечатление, что мы едем в скоростном поезде, за окнами что-то мелькает, но очертания предметов трудно разглядеть. Необходимо остановиться и проанализировать последствия того, что произошло, чтобы как-то жить дальше", — сказала "Сегодня " сотрудник МИД Франции. Во Франции надежды связывают с Лиссабонским договором, согласно которому ЕС получит своего президента и главу МИД, которые будут решать международные проблемы от имени союза. В Ирландии, которая отказалась ратифицировать договор, будет проведен повторный референдум. В кулуарах европейской политики говорят о том, что если результат снова будет негативным, Ирландию могут исключить из ЕС.

Диалог ЕС и Украины переходит в сугубо прагматичное русло, рассказы об успехах "помаранчевой революции" европейцев за душу более не берут, от руководства страны ждут конкретных шагов. В первую очередь — это борьба с коррупцией и судебная реформа, которые облегчат европейцам ведение бизнеса в Украине. Взамен — соглашение о свободной торговле. "Климат для бизнеса должен быть таким как в Европе, никто не впустит в ЕС инородное тело", — считает глава фонда "Общественность" Олег Рыбачук. В обмен на улучшение контроля за восточными границами (чтобы снизить поток мигрантов из Азии, использующих Россию и Украину как транзитные страны) нам предлагают перспективу безвизового режима, а перед этим — возможность полной отмены оплаты за визы. При этом ЕС не требует установления визового режима между Украиной и Россией, поскольку готовит симметричные соглашения и с РФ.

Реклама

"БЕСПЕРСПЕКТИВНАЯ" АССОЦИАЦИЯ. МИД Украины заявил, что поддерживает политику "Восточного партнерства", однако оговорился, что надеется, что новая идея ЕС не является альтернативой будущему вступлению Украины в содружество. Так это или нет, покажет время, однако в любом случае формулировка изменена не будет, в документах не будет слов "перспектива членства в Евросоюзе". "В дальнейшем вопросы вступления в Евросоюз будут решаться с каждым государством индивидуально, в случае с Балканами у ЕС не было альтернативы, чтобы погасить конфликт, всем пообещали одинаковые условия " — считает Александр Сушко, научный директор Института евроатлантического сотрудничества. По его словам, положительный момент для Украины в том, что из 6 "партнеров" Украина – единственная страна, которая уже работает над договором об ассоциации и в среднесрочной перспективе, быть может через 7-8 лет, нам обещают безвизовый режим. "Более не стоит играть такими словами как ПДЧ, "перспектива членства. Не становясь политическим членом ЕС, мы можем получить почти те же самые выгоды, как и страны – члены " — говорит глава фонда "Общественность" Олег Рыбачук. Это, в первую очередь зона свободной торговли и все тот же безвизовый режим. В тоже время, получая все эти выгоды, но не входя в Евросоюз, мы не садим себе на шею евробюрократов, которые сейчас, похоже, сами не знают чего хотят и от ЕС, и от его соседей.

РОССИЮ НЕ ВОСПРИНИМАЮТ КАК УГРОЗУ УКРАИНЕ

Несмотря на высказывания украинских, польских и американских политиков о военной угрозе соседям со стороны России, во Франции и Германии считают, что такой угрозы на сегодняшний день нет. Аргументация очень оригинальная. "Мы наблюдали за ситуацией в Южной Осетии со спутника, российская армия недостаточно мобильна, не может вести серьезных боевых действий," — сказал на условиях анонимности один из сотрудников французского оборонного ведомства. Заявления о российской угрозе французы и немцы считают выражением американской позиции и признаком того, что лидеры США и Украины мыслят реалиями "холодной войны". В отношении же России вырабатывается политика партнерства, лидеры крупных европейских держав считают, что Россию можно "демократизировать", предложив ей особые взаимоотношения. С одной стороны, ЕС будет вести с Россией переговоры относительно общей концепции европейской безопасности, а с другой — продолжит критиковать российское руководство за пренебрежение правами человека и вмешательство в дела соседей, при этом делая все, чтобы отношения были как можно теплее.

Реклама

В ЕС также растут сомнения в отношении НАТО как организации, способной обеспечить реальную защиту. "Даже если бы Грузия к моменту начала августовского конфликта была в ПДЧ или даже членом НАТО, кто даст гарантию, что НАТО начало бы воевать с Россией или предостерегла Саакашвили от вторжения в Осетию. Пятая статья коллективного договора о безопасности на словах гарантирует защиту от внешних врагов, но на деле она еще никогда не применялась." — говорит чиновник министерства иностранных дел Нидерландов. В ЕС внешнюю угрозу Украине поставили под сомнение, а поскольку гарантии безопасности от НАТО теперь склонны считать условными, Украине и Грузии отказали в предоставлении ПДЧ. Гарантии безопасности от ЕС, которые предоставил Грузии Николя Саркози, оказались весомее "трансатлантической кооперации". Не "натовцы" остановили войну и спасли Тбилиси от разрушения, это сделал председатель ЕС Николя Саркози.

НЕ СТРАХ, НЕ НЕНАВИСТЬ, А БЕЗРАЗЛИЧИЕ

Андре Глюксман, влиятельный французский философ и политолог:

Мечта французских политиков — чтобы слово Европа ассоциировалось с Францией и Германией. Ситуация, где Париж решает все, а Берлин подписывает чеки, чтобы платить за эти решения. Претензия Франции на будущее руководство Евросоюзом вынуждает ее не ссориться с Германией, и это весит намного больше, чем интересы Украины и Грузии.

n Самая большая проблема в том, что во Франции абсолютно не известно, что такое Украина. Всем известно, что существует "крымский вопрос". "Крым – это Украина или Россия, жители Крыма — украинцы или россияне, почему говорят по русски?" — такие вопросы. Быть может есть небольшая тревога. "Но лучше не лезть туда" — думают французы. Это не страх, не ненависть, это безразличие.

Я считаю, что расширение ЕС – это очень хорошо и даже необходимо. Но я – не большинство европейцев. Большинство до сих пор не уверено, что последняя волна расширения была хорошим делом. "Дальнейшее расширение – дальнейшие проблемы" – на этом строил свою кампанию Николя Саркози, говоря о присоединении Турции к ЕС. А когда я говорю: "Хорошо, скажем "нет" Турции, но почему мы говорим "нет" Украине", никто не знает ответа на этот вопрос. Нет никакой позиции в этом отношении. Я хочу процитировать покойного Папу Римского Иоанна Павла II. Он сказал, что европейцы живут так, как будто Бога нет. На самом деле проблема не в том, что турки – мусульмане, просто люди здесь думают, что Украина – это еще 46 миллионов, а Турция — еще больше...Дело не в том, что одна страна имеет мусульманские традиции – а другая – христианские.

Чтобы об Украине узнали, надо играть на конкуренции. Мы вовсе не совершенная демократия. Если официальные политики не обращают внимания на Украину, нужно приглашать в гости оппозицию. Когда у власти правые, приглашать левых. И тогда правые скажут: "смотрите, там что-то интересное происходит".