"Укравтодор" за год построил всего 8 километров дорог. За 900 миллионов...

23 декабря 2009, 11:43
Согласно оперативным данным о строительстве дорог в Украине за 11 месяцев 2009 года госслужба "Укравтодор" сдала в эксплуатацию 7,8 км новых и реконструированных дорог. А потратил он на это 913,5 млн гривен.

Первое, что удивляет, это мизерная цифра. В рамках подготовки к Евро-2012 государство брало на себя повышенные обязательства. За счет бюджета власти обещали за год построить 341,7 км дорог. В итоге мы имеем результат, в 44 раза меньший от запланированного.

Второе, что изумляет, это цена, которую платит государство за такие дороги. Согласно отчету "Укравтодора", 7,8 км обошлись бюджету в 913,5 млн. грн. Почти миллиард потрачен, а отремонтировано всего лишь два участка дорог: Александровка — Кировоград — Николаев (1,6 км) и Новомиргород — Велика Виска (4 км) в Кировоградской области. Также построены два участка (1,9 и 0,3 км) трасс местного значения в Ривненской и Сумской областях.

Реклама

Путем несложных арифметических расчетов можно выяснить, что каждый километр этих дорог обошелся государству в 117,5 млн. грн. Для сравнения, в США такие работы обходятся федеральному бюджету в пересчете на гривню в среднем в 47,2 млн. В Китае километр автомагистрали строят за сумму, эквивалентную 19,2 млн. грн. Даже в Украине есть примеры, когда прокладка международной магистрали обходится в несколько раз дешевле. Например, на данный момент тот же "Укравтодор" реализует совместный проект капитального ремонта автодороги Киев — Чоп за заемные средства.

Километр фактически наново построенной автомагистрали стоит 21,9 млн. грн. Столь существенная разница в стоимости объясняется просто — кредиторы (Европейский банк реконструкции и развития и Международный банк реконструкции и развития) жестко контролируют использование денег. В результате на 57 км автомагистрали, построенных в этом году, потрачено 1,25 млрд. грн.

Глава госслужбы автодорог Вадим Гуржос отказался объяснять, почему реконструкция и строительство небольших участков дорог местного значения влетели государству в круглую копеечку. Нежелание комментировать итоги работы за 11 месяцев 2009 года высокопоставленный чиновник объяснил тем, что ранее "ДЕЛО" опубликовало информацию о том, что он, как глава "Укравтодора", не смог озвучить количество дорог, построенных в 2009 году.

Реклама

В свою очередь подчиненные Гуржоса объяснили, что 913,5 млн. грн. были потрачены не только на указанные 7,8 км дорог. По их данным, в эту сумму также включены расходы на прокладку других дорог. Но поскольку эти объекты еще не готовы, то и в отчет они не попали.

При этом неофициально в "Укравтодоре" признают, что стоимость строительства одного километра дорог в зависимости от сложности работ составляет от 15 до 35 млн. грн. Cамая высокая стоимость дорог — в Крыму. Как отмечает экс-глава "Укравтодора", народный депутат Владимир Демишкан, одна из самых дорогих дорог в мире находится в Израиле. Там стоимость одного километра составила $30 млн. (около 240 млн. грн.). "Но это большой автобан на 6 полос в каждую сторону. А откуда взялась стоимость выше 100 млн. грн. за 1 км дороги, я даже представить не могу", — недоумевает нардеп.

3256,9 км дорог нужно построить и отремонтировать Украине до 2012 года согласно Программе по подготовке к проведению Евро-2012.

Реклама

По данным "Укравтодора", потребности предприятия в финансовых ресурсах на 2010 год составляют 21,4 млрд. грн. При этом 9,8 млрд. грн. из них должны быть направлены на погашение кредитов "Укравтодора" перед международными финансовыми организациями. Вместе с тем в проекте госбюджета на 2010 год на нужды ведомства предусмотрено лишь 13,1 млрд. грн.

Кроме 8 км новых и реконструированных дорог, в своем отчете "Укравтодор" также сообщает, что за 11 месяцев 2009 года компания капитально отремонтировала 49,2 км дорог и 178,5 м мостов. С учетом других дорожных работ на эти цели было потрачено около 5,3 млрд. грн.