"Укрзалізниця" выбивает деньги за проезд живыми щитами

23 февраля 2009, 18:30
Железнодорожники объявили сезон охоты на "зайцев".

Фото С. Николаева

СМОТРИТЕ ФОТОРЕПОРТАЖ

До конца недели в электричках будут проходить массовые облавы на безбилетников. Более того, чтобы хоть как-то совладать с любителями бесплатной езды, "Укрзалізниця" применяет и новые технологии. К примеру, на крупной станции Попельня в Житомирской области начали ставить перед вагонами "живые заслоны" из проводников и милиции, без билетов внутрь вообще никого не пускают. За счет этого ежесуточная выручка увеличилась почти в 6 раз — с 700 до 4000 грн. Это много, если учесть, что обычные (не фирменные) электропоезда на 70% заняты пенсионерами, ездящими бесплатно. По словам начальника отдела по пассажирским перевозкам по пригороду киевской дирекции ЮЗЖД Тараса Мельника, хоть что-то платят в лучшем случае 60% пассажиров, только за прошлый год убытки "железки" составили 1 млрд грн.

Реклама

На днях журналисты "Сегодня" в этом убедились, лично поучаствовав в рейде по выявлению безбилетников на направлении Киев—Фастов. В присутствии прессы и усиленного наряда (два милиционера и два стрелка ВОХР, хотя обычно они и вовсе работают сами), все "не успевшие" взять билеты в кассе, брали их в вагоне и почти никто не возмущался. Кстати, как подметил автор этих строк, многие "зайцы" отработанным движением совали контролеру заготовленные заранее и смятые в кулаке две гривни. "Платим по полной!" — грозно отвечал тот (как же: сегодня все под контролем). Хотя, как рассказал нам проводник с 4-летним стажем Алексей Едноралюк, так спокойно бывает далеко не всегда. "Молодежь подвыпившая не платит, хамят, могут пивной бутылкой замахнуться. Около года назад на меня напал с ножом пьяный пассажир, порезал плащ, повредил мобильный. Я его задержал, пока не подошла милиция. Суд идет до сих пор", — говорит он. Что касается зарплаты, то она составляет 1200—1400 грн. на руки в зависимости от выполнения плана, а план — собрать на продаже билетов около 6000 грн. в месяц, что удается редко.

Почему же пассажиры электричек не платят за проезд? Да потому, что они ничем не рискуют: будучи пойманным без билета, покупают у него билет, как правило, не до той станции, до которой едут, а до ближайшей, переплатив гривню за обслуживание, а то и просто дают проверяющему в карман пару-тройку гривен. Ни о каких штрафах как, например, в общественном транспорте, где безбилетник рискует быть наказанным на 20—30 гривен, речь не идет, закон не позволяет. Выходит, что платить за проезд в электричке пассажир не будет до тех пор, пока не примут закон, ужесточающий ответственность за проезд "зайцем".