В 90-х президента охраняли без раций, а Путин присматривался к госдаче в Крыму

21 января 2012, 07:49
Ветераны "девятки" рассказали, как Гкльмут Коль платил за охранников в ресторане, а в багажнике Щербицкого возили аппаратуру весом 150 кг.

Самые-самые. Щербицкий и Брежнев любили открытые авто

На этой неделе украинская "девятка" (выросла из 9-го управления КГБ, охранявшего первых лиц государства) отметила свое 20-летие. Действующие сотрудники о работе не распространялись, а ветераны вспоминали, как канцлер Германии Гельмут Коль заплатил за них в ресторане, Путин хотел купить госдачу №1 в Крыму и как в багажнике Щербицкого возили дешифратор.

У ИСТОКОВ.Управление государственной охраны Украины создали 15 января 1992 года. Первым шефом ведомства стал генерал Михаил Гайдук. "Поначалу звучали идеи прикрыть управление. Дескать, оно охраняло ЦК КПУ. Говорили: "Все, хватит, надо экономить государственные деньги". На наше место претендовала и Национальная гвардия, и МВД…", — вспоминает Михаил Петрович.

Реклама

Первое время в "девятке" не хватало машин, техники. "Оборудование было советское. И вот, помню, 1992 год. Планируется визит президента в США. Я уехал в передовой готовить встречу. И когда я увидел у американца маленькую радиостанцию "Моторола" — понял, что показывать наши огромные ящики стыдно. Поехали без радиостанций, — вспоминает шеф личной охраны Кравчука генерал Василий Вакуленко. — Сигналы друг другу передавали при помощи жестов. Потом американский офицер спросил, где наши радиостанции. "Понимаете, коллега, — отвечаю, — это наша оплошность, мы вовремя не дали вам частоту наших радиостанций. У вас частные сети, и если мы со своими радиостанциями приедем…" "... то можем случайно посадить американский самолет", — включается в разговор офицер охраны Кравчука Иван Биленко. "Да, поэтому мы их и не взяли", — продолжает Вакуленко. — Американец проникся. Сказал: "Это так благородно с вашей стороны".

Американцы же приезжали в Киев оснащенные до зубов. И привозили с собой до тысячи человек охраны, говорит Владимир Шепель, глава УГОУ в 1999—2001 гг. "Как-то они хотели посадить на крышах снайперов в районе, где проходили охранные мероприятия, — вспоминает Михаил Гайдук. — Хорошо, говорю, снайперов мы посадим, но кто даст ему приказ здесь, в Украине, открыть огонь? Мало ли, ошибется: кто-то в толпе достанет очки из кармана, он увидит блик и выстрелит". Американцы уперлись: мол, мы сами себе приказ дадим. В итоге договорились, что возле каждого снайпера будет сидеть мой человек с радиостанцией и мы уже могли согласовывать наши действия. Но все обошлось: они не порывались применять оружие".


На работе. В 90-х в число охранников первых лиц входили и водители

Реклама

С ЧЕМ ИДУТ. Шепель говорит, что потенциальная опасность для президента порой возникает в самых неожиданных местах. "Проводим мероприятие во Дворце "Украина". Приглашены солидные люди. Что они туда несут! У кого нож выкидной при себе, у кого — электрошокер. Спрашиваешь: "Зачем ты это с собой взял?". "На всякий случай". "На какой случай, от кого ты здесь собираешься отбиваться?" — удивляется генерал.

Он ушел с поста в разгар "кассетного скандала". "Тогда и я, и Деркач (шеф СБУ. — Авт.) решили, что если мы уйдем — это снизит напряжение в обществе. Я два года работал представителем СБУ в "Интерполе", затем возглавил крымский департамент УГОУ. Я там до этого проработал четыре года, с 1995 по 1999. Помню, как сопровождал Путина в Крыму, он приезжал к нам в 1999 году, хотел купить первую госдачу "Глициния". Россияне даже часть денег заплатили, но затем все застопорилось", — делится Шепель.

150 КГ ДЛЯ СВЯЗИ ЩЕРБИЦКОГО

Реклама

Техника в СССР была крупногабаритной. "Чтобы обеспечивать в дороге связь, в багажнике авто стояла аппаратура весом 150 кг. Был шифровальный аппарат. Но за 10 лет Щербицкий лишь 2 раза говорил в машине по телефону — с Брежневым", — вспоминает водитель Щербицкого Иван Биленко. Долгое время УГОУ использовала советскую технику. "Лишь в 1993-м у нас появились металлодетекторы, "Моторолы", очки с зеркалом заднего вида. Стоишь в толпе, и в зеркала справа и слева видишь, что за спиной происходит", — рассказывает Вакуленко, начальник охраны Кравчука. Но проблемы оставались. "Не было машин, горючего, снайперов было нечем вооружить. Потом удалось почти вдвое увеличить бюджет. Купили несколько "Жигулей", 700 пистолетов "Форд", — вспоминает генерал Шепель, шеф УГОУ в 1999—2001 гг.

ВЕРТОЛЕТЫ И АВТО ПО $300

В начале 90-х офицеры УГОУ впервые поехали на учебу за океан, в Secret Service. "В первую группу попали генерал-майор Гайдук, полковник "Альфы" Крутов и я, — рассказывает шеф охраны Кравчука Василий Вакуленко. — Месяц мы ходили по полигонам, учебным центрам, гаражам. Американцы впечатлили нас количеством людей и техническим оснащением. За одно полуторачасовое занятие они на наших глазах взорвали девять автомобилей — колеса летят в разные стороны, дым идет… Это для наглядности: мол, посмотрите, что будет, если личная охрана не обнаружит в авто президента взрывное устройство, которое туда подкинули. В США я впервые увидел и такой метод охраны, как три вертолета с одинаковыми номерами — это было во время визита Кравчука в Штаты. И там уже не разберешь, в каком из них находится президент. Они показали нам и свои методы контраварийного вождения. Едешь в авто, дорогу тебе преграждает машина, которую невозможно объехать, и эту машину надо бить. У них каждый курсант с десяток раз отрабатывает эту "процедуру". Я еще у них спрашивал: "Вам машин не жаль?". "Нет, — говорят, — им пять лет, они по $300 стоят".

Кстати, в Америке наши офицеры выяснили, сколько получает шеф безопасности президента США — $10 тысяч в месяц. "А у меня тогда была зарплата 15 долларов", — говорит Вакуленко.

КАК КОЛЬ В КИЕВЕ ВАЛЮТОЙ ПЛАТИЛ


Коль в столице угощал охрану

"Однажды, в начале 1990-х, к нам приехал канцлер Германии Гельмут Коль. В одинадцать вечера, в резиденции на Липской, он меня подзывает и говорит: "Организуйте мне посещение ресторана. Хочу посидеть с министрами за бутылкой хорошего красного вина, — с улыбкой вспоминает экс-начальник УГОУ генерал Михаил Гайдук. — А тогда у нас в такое время рестораны не работали. Я говорю Андрею Владимировичу Василишину, тогдашнему главе МВД: "Выручай". В общем, где-то в конце Крещатика нашли мы с ним ресторан, еле уговорили хозяина не закрываться — увещевали, мол, к вам уважаемые люди придут. И вот, министры и канцлер сели за одним столом, охрана и помощники за соседним. А в ресторане надо было рассчитываться в валюте, тогда это было частое явление, но у нас ее не было. И вот ужин подошел к концу, один из помощников канцлера встал и говорит: "Ну что, господа, есть два варианта расчета. Один — каждый платит сам за себя". Мы напряглись. "Но есть и второй вариант, — продолжает он. — Канцлер рассчитывается за всех. И принимается второй вариант!" В итоге, мы все вздохнули с облегчением".

"КОРОЧКОЙ" НЕ СВЕТИЛИ

В советское время служба в "девятке" считалась секретной. "Было время, когда у нас даже удостоверения отбирали. Вышел на службу — выдают удостоверение, идешь домой — сдаешь. Никто из моих соседей не знал, где я работаю. Соседка, увидев меня однажды в форме, даже не поздоровалась. На следующий день спрашивает, кто это, дескать, от вас в форме выходил? "Брат", — говорю. "Ну просто — ваша копия!" — удивилась соседка.

А Щербицкий как-то спросил меня: "У тебя есть личная машина?". "Да, — отвечаю. — "Копейка". "А если тебя останавливает ГАИ, ты показываешь им удостоверение, признаешься, что ты со Щербицким работаешь?". "Что вы! — отвечаю. — Нам запрещено говорить, кто мы такие". "Правильно, — говорит. — Не признавайтесь. Если уже у вас заберут права — мы тогда как-нибудь решим этот вопрос, я поговорю с министром", — рассказывает полковник УГОУ Иван Биленко, который был водителем Щербицкого.