Православие. Череда памятных дней начинается с 7 апреля. Фото АР
7 апреля православные празднуют Благовещение Пресвятой Богородицы, событие, по словам святых отцов, ставшее началом нашего спасения. Радостный сей праздник, тем не менее, на этот раз выпадает на Великий пост. И самое большее, что могут позволить себе на трапезе те, кто постится строго по Уставу — рыба. В народе ему посвящено много поговорок: "Як Благовіщення відбудеш, таким і рік увесь буде!".; "На Благовіщення весна зиму поборола"; "Благовіщення — це третя й остання, після Стрітення та Сороків, зустріч весни, у цей день вона вступає у свої права"; "На Благовіщення птах гніздо не в’є, дівчина коси не заплітає".
Следующий день посвящается архангелу Гавриилу, который возвестил Марии Благую весть. А в наступающую субботу совершают Похвалу Пресвятой Богородице, и в храмах повсеместно читают Акафист в ее честь. 13 апреля — пятая неделя Великого поста, Церковь поминает жившую в VI веке преподобную Марию Египетскую, как образец истинного покаяния в борьбе с грехом, и Божьего милосердия к падшим. Пробыв с 12 лет блудницей, она удалилась в пустыню, где провела в молитве и посте сорок лет. Через неделю, 20-го числа наступает Неделя Ваий (ветвей), то есть Вербное воскресение или Вход Господень в Иерусалим. А непосредственно перед этим Лазарева суббота, когда вспоминают последнее из чудес, совершенных Иисусом Христом — воскрешение Лазаря, на пятые сутки после смерти. А с понедельника наступает Страстная седмица, которая завершает Пост. В Великий Вторник вспоминают обличение Иисусом книжников и фарисеев в Иерусалимском храме, Его беседы о Кончине мира и о Страшном суде, притчи о десяти девах и о талантах. В Великую Среду – женщину, омывшую слезами и помазавшую драгоценным миром ноги Спасителя, а также предательство Иуды. В Великий Четверг — Тайную вечерю с омовением ног ученикам и молением о чаше в Гефсиманском саду. Великая Пятница — день распятия и крестной смерти Иисуса Христа. В Великую Субботу Он был погребен и сошел в ад освободить праведников. И, наконец, 27 апреля — Светлое Христово Воскресение, торжество из торжеств, Пасха, которая в новозаветной Церкви символизирует освобождение от рабства греха и смерти, Царство вечной жизни. 30-го поминают Христа ради юродивого Паисия Киевского, а также святого Зосиму, покровителя пчеловодства и охранителя пчел, которых после зимней спячки выпускают из ульев.
КАТОЛИКИ ПОЧИТАЮТ ИНТЕРНЕТ В этом году католики встречали Пасху на целый месяц ранее православных, что повторяется довольно редко. Вознесение, отмечаемое сорок дней спустя, и Троицу-Пятидесятницу они будут, соответственно праздновать в мае. 4 апреля по католическому календарю день Святого Исидора, архиепископа Севильского, умершего в 636 году. В 1999-м папа Иоанн Павел II объявил его покровителем пользователей компьютеров и интернета. Сам Ватикан впервые приобщился к интернету и открыл свой сайт в 1996 году. Его веб-сервер работает на трех компьютерах, названных в честь архангелов — Рафаила, Михаила и Гавриила. 23 апреля — день святого Георгия Победоносца, а 25-го — святого евангелиста Марка. 24 апреля — годовщина начала понтификата 265-го главы Римско-Католической Церкви, Папы Бенедикта XVI.
Во время праздника Песах к обычным правилам приготовления пищи добавляются специфические запреты, связанные с квасным (хамец). Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть "хамецом" в любом виде. Религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в интенсивной домашней уборке. Цель — ликвидировать все следы квасного (хамеца) изо всех шкафов и углов в доме. Поиск хамеца часто превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями и т. д. Даже в нерелигиозных семьях Песах — повод провести генеральную уборку. Хоть Галаха требует ликвидации кусков "хамеца" размером крупнее оливки, многие вычищают хамец до последней крошки.
АПРЕЛЬ — КИПРЕЛЬ И ЦВЕТЕНЬ Из сохранившихся доныне древнеримских названий месяцев, лишь один апрель вызывает неоднозначные толкования. Некоторые производят его от латинского слова aperire — "открывать", что говорят, символизирует пробуждение сил природы, начало весны. Другие утверждают, что подобный глагол означает "согреваемый солнцем". Между тем, подобная трактовка не верна: названия шести месяцев, начиная с января, были у римлян посвящены богам. Из них, март наименовали в честь воинственного Марса, сына Юпитера и Юноны, которой, в свою очередь, посвящался Июнь. Апрель же назвали в честь богини красоты и любви — Афродиты или Венеры, известной еще и под именем Киприды, поскольку она вышла из морской пены на берег острова Кипр. Ну а природные язычники славяне называли этот месяц "цветень", отсюда и украинский квитень: "Яка погода 1 квітня, така буде й 1 жовтня". "Квітнева днина рік годує: хто в квітні не сіє, той у вересні не жне". "Квітневу роботу не відкладай на травень. Сон перенеси на зиму, а діло у квітні зроби". "У квітні ластівка день починає, а соловей кінчає"