В Донецке не дали короноваться грузинскому мафиозо

24 июня 2011, 06:45
Валеру Руставского взяли на съемной квартире — он был в шоке

На съемной квартире. В этом доме в Калининском районе и проживал Валера Руставский. Фото: А. Дудуш

Областной УБОП избавил Украину от авторитетного грузинского вора. 18 мая 2011 года в Донецке оперативниками был задержан Валериан Куртанидзе по прозвищу Валера Руставский.

33-летний Куртанидзе попал в Украину с территории Беларуси в начале этого года. Он успел побывать в Киевской и Днепропетровской областях, но в конце-концов обосновался в Донецке — обитал на съемной квартире в Калининском районе.

Реклама

"Куртанидзе был ранее судим по законодательству Грузии за грабежи, в основном, транспортных средств. И в Донецке начал работать по своей накатанной схеме — начал налаживать контакты с преступным миром, создал небольшую группу "сканеристов"-похитителей автомобилей и квартирных грабителей", — рассказал "Сегодня" заместитель начальника УБОП ГУ МВД Украины в Донецкой области подполковник милиции Денис Арабей.

Не самого выдающегося телосложения, но хитрый, жестокий и властный Куртанидзе (как, кстати, многие представители грузинской криминальной "диаспоры") без труда подмял под себя местных любителей легкой наживы. Нашей милиции сначала от коллег из Киева, а потом из оперативных источников стало известно о приезде в город "авторитетного человека". Деятельность Валеры Руставского взяли под жесткий контроль оперативники.

В УБОП делу по гостю с Кавказа присвоили статус особо важного после того, как узнали, что грузинский "пришелец" свято придерживается воровских традиций и даже готовится стать вором в законе. "Группы (в том числе донецкая), которые организовывал Куртанидзе, были встроены в воровскую иерархию, например, должны были часть украденых денег вносить в общак — общую кассу. По информации УБОП, грузинского авторитета должны были короновать (дать титул вора в законе.— Авт.) летом либо на территории Украины, либо во Франции", — поясняет Денис Арабей.

Реклама

До воровской короны оставался один шаг, но его-то Валера Руставский сделать не смог — его арестовали рано утром на съемной квартире. "Для задержания мы привлекли спецподразделение "Сокол". Сопротивления он не оказывал, просто не смог — так был шокирован арестом", — говорит Арабей.

Куртанидзе жил, как он сам говорил, "на деньги знакомых и родственников" (кстати, общака при нем не обнаружили). А так как в Украине неудавшийся вор в законе проживал без регистрации, его признали нелегальным мигрантом и выслали обратно в Грузию. Теперь в течение пяти лет ему запрещен въезд в Украину.

Реклама

Куртанидзе. Ему на 5 лет запрещен въезд в Украину. Фото: УБОП в Донецкой области

Денис Арабей подчеркивает, что депортация Куртанидзе и срыв его коронации — серьезный удар по имиджу организованного криминала. "Срыв коронации для воров — это как срыв свадьбы у человека. А что такое сорвать свадьбу? Сами понимаете! И конечно — это подрыв имиджа. Вообще, УБОП очень жестко реагирует на коронацию — мы делаем все, чтобы этого не происходило. Во-первых, возле таких воров находятся организованные бандгруппы, которые совершают различного вида преступления. Во-вторых, такие вещи несут в себе псевдоромантику для молодежи. Поэтому мы работаем на опережение", — говорит подполковник.

Романтического флера у воровского клана действительно хватает. Схема коронации (кстати, корона — символ, а не предмет), к примеру, многие годы была такая. Из источников, близких к УБОП, мы узнали, что собирается тайная сходка из нескольких воров и они решают, достоин кандидат или нет. Каждый представитель "освещает" кандидата со всех сторон: например, есть ли у него "достижения" в преступном мире, сколько и за что сидел, хорошо ли "грел" зону чаем, сигаретами, наркотиками и т. д. В итоге кандидата объявляют или не объявляют вором в законе. Об этом моментально узнают на зонах, криминальная почта работает лучше любой другой...

Впрочем, реальность воровской жизни довольно неприглядна. И главное — времена изменились, и воровской институт, возникший в нынешнем виде как противовес советской власти, себя исчерпывает. Может быть, поэтому в Донецке воров в законе не осталось — их уже несколько лет, как "выдавили" правоохранители.

С ВОРАМИ — ЖЕСТКО

Эксперты считают, что той роли, которую играли воры в законе в советские и постсоветские времена в Украине, они уже играть не будут. "Украина — страна, где основные ресурсы и собственность уже поделены, есть баланс. Власти сейчас нужен нормальный, безобидный налогоплательщик, а воровской институт этот баланс нарушает. Поэтому сегодня антиворовская политика проводится куда более жесткими методами, чем при коммунистах. Ведь госсобственности, с которой можно каким-то образом иметь воровской доход, не осталось — она уже вся в частных руках. В России иная ситуация. У них роль воров в законе более серьезная — ресурсов и собственности там намного больше. Но как противовес воровскому институту там очень сильные позиции у ФСБ", — говорит замдиректора АСПМ "Вэйс-Украина" Иван Степных.