В Харькове Героя Украины уволили за сорванную сделку с Ираком

3 февраля 2011, 19:30
Михаил Борисюк поплатится должностью за пушки на БТРах для Востока

Генерал Борисюк еще в октябре хвастал первому вице-премьеру достижениями Харькова. Фото А. Венчук

Харьковские "Оплоты" могут остаться без своего крестного отца. Гендиректор государственного концерна "Укроборонпром" Дмитрий Саламатин подписал распоряжение об увольнении Генерального конструктора КБ им. Морозова, 76-летнего Героя Украины, Михаила Борисюка. Но генерал Борисюк продолжает выполнять иракский заказ...

Скандал в украинской оборонке разразился сразу после Нового года, когда стало известно, что харьковские БТРы не попали на главную площадь Багдада на парад 5 января. Позднее стала известна подоплека: самый крупный оборонный контракт Украины за 19 лет независимости сорван, а харьковские БТРы попросту не приняла сторона-заказчик. Кроме того, не улетели в Ирак легкие транспортные Ан-32Б, за которые взялись киевские авиастроители из "Антонова" — тоже из-за технических проблем.

Реклама

Таким образом, первая стадия сделки, по которой 11 БТРов модификации 4Е (всего Ирак за американские деньги вызвался купить у харьковчан 420 машин на полмиллиарда долларов), была сорвана. Но тогда генконструктор КБ им. Морозова Михаил Борисюк сказал нам, что сроки отодвинули, неустойку платить не надо, а 11 машин стоят на территории ХКБМ, накрытые брезентом. "15 декабря мы собирались отправить первую партию, 11 машин, — рассказал Михаил Борисюк. — Но нас подвели пушкари из Каменец-Подольского. В их орудиях оказались дефекты". По странному стечению обстоятельств дефекты выявили не на этапе испытаний украинской стороной, а уже когда заказ принимали иракцы. 30-миллиметровые пушки ЗТМ-1 производства завода точной механики г. Каменец-Подольский допускали осечки и задержки, пояснил Борисюк, — орудия пришлось снять и отправить производителю.

В конце января харьковское КБ принялось за доработку 11 машин: усовершенствованные пушки вернулись из Каменец-Подольского, и 2 февраля их начали испытывать на полигоне под Харьковом. В тот же день Дмитрий Саламатин уволил Михаила Борисюка, в мотивационной части указав на брак при производстве первой партии бронемашин. Эта новость стала холодным душем для сотрудников конструкторского бюро, но в цехах пока все спокойно. Вчера продолжалась сборка и испытание скандальных БТРов, а Михаил Борисюк сказал, что документа на увольнение не получал. Не видели документа на увольнение, хотя о самом факте знают и в Управлении транспорта и связи обладминистрации. "ХКБМ вошел в состав оборонного концерна, теперь это их внутреннее дело", — сказал специалист ГУ транспорта. В самом "Укроборонпроме" отказываются комментировать что-либо по иракскому контракту, но говорят: Саламатин — непосредственный начальник Борисюка, не подчиниться не получится. Сотрудники конструкторского бюро боятся, что останутся без своего отца, которого сделали виновным в срыве сделки. "На самом деле главная вина лежит на антоновцах, которые укомплектовали свои самолеты деталями не по контракту, за что Ирак им выписал неустойку. А нашего генерала уволили, чтобы самим не отвечать за срыв. И они отлично понимают: они убьют не только ХКБМ, а всю оборонку Украины. Завод Малышева и наше конструкторское бюро без него порежут на металл", — сказал нам инженер Евгений.

"Крестный отец" "Оплота" и "Булата"

Реклама

Михаил Борисюк возглавил Харьковское КБ по машиностроению им. А. А. Морозова в 1990 году, в 2000-м получил Героя Украины "за выдающиеся трудовые достижения, заслуги перед Украинским государством в укреплении его обороноспособности. Во многом благодаря менеджеру-Борисюку ХКБМ не постигла участь завода им. Малышева: у них постоянно были заказы, задержек в выплате зарплат не было, в 1995 году был разработан Т-84, прародитель танка будущего "Оплот". С 2009 года гордость украинского танкостроения "Оплот" — на вооружении украинской армии. В этом году к 20-летию Независимости Украины президент Виктор Янукович поручил сделать 10 таких машин — они пройдут по Майдану 23 августа. Еще одно детище Борисюка — танки "Булат" (модификации Т-64Б) с системой управления огнем и многосильным двигателем, повышающим подвижность и маневренность танка.