В коже и на железном коне: чем живут харьковские байкеры

12 сентября 2017, 05:44
"Сегодня" колесила с байкерами по ночному городу и выяснила, почему мотоциклисты не расстаются с жилетами и зачем нашивают черепа

Iron Heads. Байкеры устроили клаб-хаус в гаражном кооперативе в спальном районе Харькова, где проводят встречи. Фото: из архива Iron Heads

Сорвиголовы и бандиты — как правило, именно такие ассоциации у обывателя вызывает появление людей на мотоциклах, облаченных в черную кожу. И неудивительно, ведь грозный рев мотора, цепи и черепа могут смутить кого угодно. И хотя доля правды в легендах о байкерах есть, далеко не все всадники на "железных конях" находятся вне закона. Многие из них мирно сосуществуют с обществом и преследуют весьма благородные цели. "Сегодня" выяснила, почему байкеры не расстаются с кожаными жилетами и как грозные атрибуты помогают им в работе.

Прежде всего стоит уточнить, что не каждого владельца "железного коня" можно называть байкером. Рядовой мотоциклист лишь время от времени выгоняет "друга" из гаража и не состоит в мотоклубе — объединении байкеров в организацию со своим уставом, четкой структурой и распределением обязанностей.

Реклама

Знакомство

Развенчивать же стереотипы мы отправились к представителям харьковского мотоклуба Iron Heads. К большому удивлению, ребята охотно пошли на контакт и даже показали свой клаб-хаус. Героя ждали возле метро, и его сложно было с кем-то его спутать: к назначенному времени на чоппере подъехал мужчина в кожаном жилете, джинсах и мотоботах. Прокатившись с ветерком, оказались в одном из гаражных кооперативов. "Здесь мы обитаем. Это наш клаб-хаус, где мы собираемся и проводим время", — рассказал президент мотоклуба Алексей "Казачок".

Перед нами был небольшой гараж с серой железной дверью, на которой виднелся рисунок с символикой клуба — череп в шлеме римского легионера. Устрашающее, но, как оказалось, за ней скрывалась просторная комната с запчастями, инструментами и разобранными мотоциклами. Внутри нас ждали несколько членов клуба. Как оказалось, у байкеров есть прозвища, поэтому все ребята представлялись двойным именем, вторая часть которого отражает увлечения или ассоциируется с человеком. К примеру, президент клуба получил свое прозвище из-за увлечения казаческой тематикой и участия в тематических мероприятиях. Вице-президент Андрей "Ветров", который увлекается мототехникой с подросткового возраста и в 13 лет собрал первый мотоцикл, увековечил в псевдониме погибшего товарища-мотоциклиста Максима Ветрова. Самый старший член клуба, отвечающий за его охрану, Владимир, получил псевдоним "Дядя Вова", что свидетельствует об уважении младших товарищей. В гараже также находился новобранец, или, как принято говорить среди байкеров, "саппорт" Артем "Ozzy", который только пытается влиться в клуб. Новобранца так окрестили также неспроста: во время одного из мероприятий он появился в образе, похожем на известного британского рок-музыканта Оззи Осборна. После знакомства мы переместились на улицу в уютную беседку, где нас ждал чай с печеньем. "Чай будете? — поинтересовался Андрей "Ветров" и, услышав отрицательный ответ, добавил, — будете, у нас так не принято".

Реклама

Алексей "Казачок". Менеджер в косухе. Фото: из архива Iron Heads

"Железные головы"

В мотоклуб ребята объединились чуть более года назад, чтобы обозначить себя в мотосообществе и вместе заниматься развитием мотодвижения в городе. Но при этом, как и все мотоклубы, он имеет свою символику, устав и правила.

"Мы назвались "железными головами", потому что ради достижения цели готовы головой прошибать стены", — поясняет Алексей "Казачок". В символике клуба используется череп, но, как рассказывают мотоциклисты, это один из байкерских оберегов. Как выяснилось, байкеры — очень суеверны, при этом они осознают, что, каждый раз садясь на "железного коня", подвергают свою жизнь опасности. Череп, по мнению мотоциклистов, оберегает их от смерти — когда она приходит на место аварии и видит череп, думает, что здесь уже была, больше делать нечего, и уходит ни с чем. Череп облачен в шлем римского легионера.

Реклама

Символ. Череп в легионерском шлеме. Фото: из архива Iron Heads

"В свое время они были примером дисциплины, силы и выдержки. Используя этот элемент в своей символике, мы подчеркиваем такие качества членов нашего клуба", — рассказывает "Ветров". Череп в легионерском шлеме украшает флаг мотоклуба, а также жилеты его членов, тем самым выделяя их среди других байкеров. "Байкеры не снимают свой жилет никогда. Для нас это мундир, гордость, знак того, что ты принадлежишь к определенной мотосемье", — делятся ребята.

Iron Heads имеют свой устав и правила, но с посторонними их не обсуждают, дескать, эта внутриклубная информация не афишируется. Не распространяется информация и о представителях мотоклуба. Iron Heads, как и все традиционные клубы, имеет четкую иерархию и распределение ролей, а также "проспекты" и "саппорты".

"Мне интересна клубная жизнь, общение с другими мотоциклистами и байкерами. Кроме того, хочу также внести свой вклад в развитие мотодвижения в Харькове", — рассказывает потенциальный член клуба Артем "Ozzy".

Члены клуба Iron Heads проводят встречи, мирно общаются как с другими байкерами, так и с обычными людьми. Они надеются, что в Харькове не будут так радикально относиться к мотоциклистам и отменят дискриминационный закон, запрещающий ездить по крупным магистралям, который значительно усложнил логистику передвижения владельцев двухколесных.

"Железный конь". Не способ передвижения, а верный товарищ. Фото: из архива Iron Heads

Виды мотоклубов

  • MG (MotoGang) — "бандитский" клуб с жесткой иерархией.
  • МС (Motorcycles Club) — мотоклуб с иерархией и строгими правилами: членами являются только мужчины, возможны расовые и классовые ограничения.
  • MCC (Motorcycles Community) — упрощенная версия МС, не обязаны устраивать байк-шоу и фестивали, могут не иметь своего клабхауса.
  • MFC (Moto Fanats Club) — клуб любителей мототехники без ограничений. У кандидата может даже не быть собственного "коня".
  • RC (Riders Club) — клуб любителей езды на мотоциклах, обычно без иерархии, клабхауса и жестких правил.
  • FMC, WMC (Female Moto Club, Women Moto Club) — женский мотоклуб, со своим уставом, правилами и обычаями.

Мотосемья: иерархия и взаимовыручка

Несмотря на четкую иерархию, в мотоклубах зачастую царит весьма семейная атмосфера. "Отношения в клубе строятся на полном доверии и взаимовыручке. Мы всегда готовы поддержать и прийти на помощь друг другу", — делится вице-президент "стальных голов" Андрей "Ветров". Ребята из Iron Heads видятся довольно часто. У них есть специальные клубные дни, в которые они встречаются, общаются, планируют поездки и мероприятия.

Чтобы лучше понять жизнь харьковских байкеров, мы провели с ними пару вечеров, колеся по центру города. Атмосфера на подобных собраниях очень дружеская и теплая. Если где-то они и выясняют отношения, то точно не здесь. На "Стекляшке" мотоциклисты спокойно общаются и пьют кофе. К клубным байкерам на подобных встречах особенное отношение — все подходят и обязательно здороваются.

"Большинство этих людей я даже не знаю, как зовут, но таким образом они демонстрируют уважение", — рассказывает Алексей "Казачок". На подобных собраниях мотобратство друг за друга горой, кем бы ты ни был — байкером или просто мотоциклистом. Любой может оставить свою технику и пойти погулять пешком. "Я могу оставить мотоцикл или шлем и буду спокоен, ведь знаю, что другие мотоциклисты присмотрят. Об этом даже не нужно просить. Так же и я присмотрю за вещами двухколесных собратьев, не задумываясь — автоматически", — говорит президент мотоклуба.

Прохожие зачастую спокойно реагируют на мотоциклистов. Многие рассматривают мототехнику или просят сфотографироваться. В один из вечеров пятилетний мальчик, гуляя с мамой, увидел мотоцикл президента Iron Heads и буквально прикипел к нему взглядом, не желая отходить. Когда женщина попыталась его увести, ребенок стал сопротивляться и капризничать. "Казачок" сначала наблюдал за происходящим, а затем отставил стаканчик с кофе, взял малыша на руки и усадил на чоппер, разрешив поиграть и сфотографироваться, а напоследок даже презентовал юному мотолюбителю брелок с изображением мотоцикла.

Совместные путешествия — часть жизни клуба. Фото: из архива Iron Heads

ПОМОЩЬ В РАБОТЕ. Удивительно, но образ байкера просачивается и в обычную жизнь. Ребята уверяют: это не вредит, а наоборот, часто играет на руку. Так, президент мотоклуба Алексей "Казачок" работает менеджером по продажам и представляет интересы некоторых украинских заводов в восточном регионе страны. На работу мотоциклист любит ходить в любимой косухе, жилете и джинсах. "На любой сделке ожидают увидеть менеджера по продажам в традиционном костюме, немного нервного и суетливого, а не байкера в коже и цепях. Поэтому, когда я прихожу на переговоры, люди сначала теряются, а потом начинают расспрашивать меня о мотоциклах. У большинства партнеров в детстве были мотоциклы, мы переходим на личные темы, а потом, разобщавшись, удачно заключаем сделку", — рассказывает мотоциклист.

Семьи полностью разделяют увлечения ребят: любые поводы для радости или неудачи в семье одного из членов переживают всем клубом.

"Я с уважением отношусь к увлечению мужа. В любой паре главное — соответствовать партнеру мышлением, пытаться понять и разделить его интересы. Я сама неформалка, увлекаюсь ролевыми играми исторического направления и часто принимаю участие в различных мероприятиях. Поэтому понимаю, что для мужа значит провести пару часов в гараже, повозиться с мототехникой, пообщаться с единомышленниками", — рассказывает супруга президента мотоклуба Анна.

Несмотря на солидный стаж семейной жизни, пара часто катается вместе, посещая различные мероприятия по мототематике. "В середине лета муж возвращался с очередного мотофестиваля в Одессе, заехал в Черкассы, забрал меня, и мы вместе проехали полстраны вместе на мотоцикле. Ощущения незабываемые", — делится девушка. Двое сыновей также обожают увлечение отца: любят посидеть на мотоцикле, покататься. "Особенно это интересно старшему. Возможно, подрастет и разделит увлечение", — говорит Анна.

Посиделки. Байкеры любят возиться с техникой и спокойно общаться за чашкой кофе. Фото: из архива Iron Heads

Тусовка: клубы, сезон и фестивали

Сегодня в мире существует пять самых крупных мотоклубов. Интересно, что, подобно большим коммерческим компаниям, у них есть представительства по всему миру. В их числе американские клубы Hells Angels, Outlaws, Pagans, Bandidos, Mongols, некоторые находятся за чертой закона. Филиалы, или, как принято говорить в байкерской среде, чаптеры Hells Angels и Bandidos есть и в Украине.

В Харькове насчитывается около десятка мотоклубов, среди которых Night Hunters (MC), "Веселый Роджер" (MCC), "Свободные души" (MCC), и все они мирные. Кроме клубных байкеров, есть одиночки, которые не входят в подобные объединения, а также обычные мотолюбители, которые катаются на двухколесном транспорте, но представителями субкультуры не являются.

Место встречи. Новички хвастаются техникой в центре. Фото: Соцсети

В Харькове байкеров традиционно можно встретить в центре у станции метро "Университет", который в народе известен как "Стекляшка", и на смотровой площадке возле подвесного моста через реку Харьков в районе цирка. Туда всадники "железных коней" съезжаются отдохнуть, пообщаться, похвастаться техникой и выпить кофе. "Подобные тусовки более интересны молодым мотоциклистам, которые недавно приобрели транспорт и хотят влиться в мотодвижение. Тем, кто в этом давно варится, на таких собраниях скучно. Намного интереснее посидеть и пообщаться в более тесном кругу в том же клабхаусе", — делится Андрей "Ветров".

Однако практически все байкеры собираются на открытии и закрытии мотосезона, а также устраивают фестивали. У нас это "Мотогонево" в Старом Салтове. Стараются не пропускать люди в черной коже и День памяти погибших мотоциклистов: 18 сентября они собираются в центре, вспоминают погибших собратьев, гудят моторами и зажигают свечи.

День памяти. Зажигают свечи и гудят моторами. Фото: Соцсети

Начало: забытые герои

Первым объединением байкеров был мотоклуб Hells Angels, который в 1948-м организовали бывшие военные ВВС США. По легенде, во время Второй мировой войны в американских военно-воздушных силах существовала одноименная 303-я эскадрилья тяжелых бомбардировщиков. По окончании войны бывшие герои остались не у дел. Без работы, внимания властей и поддержки государства им ничего не оставалось, как взбунтоваться, оседлать мотоциклы и объединиться в мотоклубы. Со времен первого объединения все клубы имеют четкую структуру, иерархию, а его члены — определенные обязанности. В каждом клубе есть президент и заместитель, вице-президент, руководитель службы безопасности клуба, казначей и ответственный за дорогу во время путешествий. Все полноправные члены клуба называются "мемберами". Кроме этого, есть "проспекты" — потенциальные кандидаты на членство, и "саппорты" — люди, которые поддерживают мотоклуб и планируют в будущем стать его частью.

ЭКИПИРОВКА. С армейским прошлым родоначальников мотоклубов связывают и внешний вид современных байкеров. Традиционный кожаный или джинсовый жилет — сокращенный вариант косухи с обрезанными рукавами, которая очень напоминает куртку военного летчика. Это обязательный элемент образа байкера. А вот дополнительные атрибуты — цепи, шипы, грозные татуировки — носят по желанию.

На жилетах байкеров можно рассмотреть специальные нашивки в цветах клуба, говорящие о принадлежности к определенной "мотосемье". Нашивка на спине состоит из трех элементов: верхний рокер — название мотоклуба, в центре расположена эмблема объединения, а в нижнем рокере — название города, в котором квартируется клуб. На груди байкеры носят нашивки-планки, дублирующие информацию на спине, а также указывающие на статус владельца жилета.

ВНЕ ЗАКОНА. Байкеры, которые бросают вызов общепринятым правилам, носят специальные нашивки, одна из которых — значок "1%". Она появилась после выступления главы Американской мотоциклетной ассоциации с заявлением, что 99% байкеров — законопослушные люди и только 1% — отпетые нарушители. Некоторые мотоциклисты неоднозначно восприняли сказанное и стали нашивать себе "один процент" на косухи и жилеты, демонстрируя, что они живут по своим правилам, не особо чтя закон. Сюда же можно отнести английские нецензурные аббревиатуры ACAB и DILLIGAF, которые в более радикальной форме демонстрируют негативное отношение байкера к закону и его представителям. А вот число 13 на жителе свидетельствует о любви к марихуане, ведь "М" — 13-я буква латинского алфавита.