В Крыму откроют царский лифт, возивший Рузвельта

26 июля 2011, 10:15
Ливадийский дворец-музей готовится с размахом отметить 100-летний юбилей

Фасад. Скоро за использование изображения царской резиденции в коммерческих целях придется платить. Фото М. Львовски

В Крыму соберутся все потомки Романовых. По крайней мере, великая княгиня Мария Романова, посетившая этим летом бывшую летнюю резиденцию императора Николая II, обещает этому всячески содействовать. Кульминация праздника с музыкальным шоу намечена на 27 сентября — именно в этот день сто лет назад состоялось освящение дворца после строительства. Кроме того, к юбилею в музее будет открыта новая экспозиция — галерея "Возвращение", в которой будут представлены портреты российских императоров — над ними уже сейчас работает заслуженный художник Украины Николай Муравский. "И вообще, интересных сюрпризов будет много", — заверяет директор Ливадийского дворца-музея Светлана Москаленко.

Одним из таких для посетителей будет возможность подняться на крышу дворцового комплекса, откуда открывается головокружительной красоты панорама — царский лифт уже практически восстановили. Последний раз им пользовался президент США Франклин Д. Рузвельт во время Ялтинской конференции в феврале 1945 года. Кстати, дирекция музея начала оформлять авторские права на изображение дворца и на основные экспозиции. "Это нормальная практика, тем более если речь идет о культурном объекте такого значения", — уверяет Москаленко, поясняя, что если изображение царской резиденции будет использоваться в коммерческих целях, то разрешение на это надо будет получить в Ливадийском дворце. Оно будет платным, но говорить о конкретных расценках пока рано.

Реклама

ОПОЛЗЕНЬ. Но предпраздничное настроение омрачает серьезная проблема — оползень, который продолжает угрожать зданию царской резиденции. Противооползневые работы ведутся непрерывно, но пока с переменным успехом: в некоторых залах дворца невооруженным глазом можно заметить огромные трещины, пересекающие стены и разорвавшие плотные обои. "Дворец нуждается в комплексной реставрации, — не скрывает директор. — Раньше ее, конечно, проводили, но эпизодически и фрагментарно — где-то крышу подлатали, отремонтировали Итальянский дворик, еще что-то по мелочи…" А фундаментальное восстановление в царском комплексе планируют начать нынешней осенью: уже разработано научное обоснование реставрационных работ, сейчас готовится подтверждение технологии их производства. Правительством автономии подготовлены поправки в республиканский бюджет для начала финансирования — общая сумма затрат составит свыше 30 млн грн. При этом закрывать дворец на время реставрации никто не собирается: "На свое содержание мы зарабатываем экскурсионной деятельностью, — напоминает Москаленко. — И закрыть музей означает прекратить доступ посетителей, потеряв трудовой и научный коллектив". От сотрудников музея Светлана Ивановна, которая заняла должность директора всего пять месяцев назад, в восторге: "Это люди, которые искренне влюблены в свое дело, преданы дворцу всем сердцем", — уверяет она. Правда, поначалу ее смутил преклонный возраст некоторых хранителей музея (самому старшему — 73 года!), но потом она поняла, что все работники — на своем месте, они профессионалы и заменить их некем.

Крымская художница создала песочный фильм в память о семье императора

Песочный аниматор из Евпатории Ксения Симонова, победительница шоу "Україна має талант", с премьерным показом своего фильма о жизни и смерти семьи императора Николая II побывала на фестивале "Царские дни" в Екатеринбурге. Для воплощения этой трагической истории ей понадобилось 22 минуты (это самая продолжительная работа Ксении) и 5 кг речного песка.

Реклама

Премьера. Зрителей на площади было более 20 тыс.Фото К. Симоной

Ксения рассказала нам, что изучает жизнь Романовых с детства и в своей работе старалась никого не обвинять в их гибели: "Это было непросто, так как я думаю об этом преступлении с большой болью, особенно, изучив множество материалов о Николае Втором, императрице Александре Федоровне и их детях. Портретное сходство передать было несложно — я рисовала их в графических техниках, видела множество фотографий. Так что внешность их мне знакома так, как внешность моих близких. Это очень красивые люди — это я говорю как художник. И это благороднейшие люди — это я говорю как человек, изучающий материалы о них более 15 лет".