В Одессе заработало воздушное такси

27 мая 2011, 17:55
Сегодня на аэродроме "Школьный" прошло грандиозное шоу, посвященное 100-летию Одесского авиаремонтного завода

«Фарман». Может набрать высоту свыше 4 километров! Фото: А. Сибирцев

Под крики восторженных зрителей асы показывали фигуры высшего пилотажа, парашютисты совершали сложные пируэты, а военный оркестр наяривал бравурные марши и мазурки. Любопытные малыши сновали между современными боевыми истребителями и штурмовиками МиГ и... допотопными самолетами-"этажерками". Как выяснилось, в ряду современных бортов энтузиасты исторического самолетостроения впервые выставили действующие копии пионеров русского неба — дореволюционные бипланы "Фарман" и "Анатра-Анасаль". На точно таком "Фармане" 1 марта 1910-го впервые в России взлетел легендарный летчик Михаил Ефимов. Вокруг "авиадедушек" скапливались толпы школьников. "Мама! Разве на этой садовой скамейке можно летать?" — тыкая пальцем в "Фарман", спрашивал розовощекий малыш у родителей.

Сомневается в возможностях "Фармана" и работник Одесского авиазавода, дальний родственник летчика Ефимова — Дмитрий Ефимов. Дмитрий стоит возле "Анатры", нежно поглаживая его металлический бок: "Действующую копию "Анатры" сделали на нашем заводе. Я тоже принимал в этом участие. Наша может летать, а вот "Фарман " только катается по полю!".

Реклама

"Анатра". Такой самолет был на вооружении у австрийской армии. Фото: А. Сибирцев

Владелец самолета, президент Одесского авиаклуба Константин Оборин утверждает: "скамейка" с крыльями летает. "Фарман создан по нашему заказу в Харькове и отлично летает. Я лично могу поднять его в воздух. Но пока самолет не прошел сертификацию, — рассказывает он. — Еще есть и другая беда. Чиновники не дают разрешения на полеты с аэродрома "Гидропорт". Запрет действует уже больше года, я даже в знак протеста отрастил бороду. Когда дадут добро, я отстригу ее и прицеплю к "Фарману"!

Реклама

ТАКСИ В НЕБЕ. На авиашоу показали и усовершенствованный самолет "Дельфин", который авиазавод планирует выпускать в качестве... воздушного такси! По словам директора завода Виталия Юхачева, 4-местный самолетик может брать на борт троих пассажиров. "Самолет потребляет керосин, и цена полета будет низкой", — пояснил директор предприятия. По его словам, полет на "такси" будет безопасным — "Дельфин" оснащен парашютом и может плавно опускаться на землю в случае отказа двигателя. В серию может пойти уже через два года. Переход на "гражданские рельсы" может стать выходом для предприятия — сейчас на заводе катастрофически мало заказов. "Большие сокращения, ввели двухдневную рабочую неделю. Нет заказов на ремонт самолетов из арабских стран. Там везде революция, военные поставки сокращены", — поделился работник авиапредприятия Олег.

"Дельфин". Будет оказывать услуги такси одесским бізнесменам. Фото: А. Сибирцев

Реклама

К слову, шоу проходило на том самом поле, которое сто лет назад одесский меценат Артур Анатра подарил Военно-авиаторской школе. Так в Одессе появился первый аэродром — "Школьный". А 27 апреля 1911 г. из одесских авиамастерских, принадлежавших банкиру Анатре, выкатили сделанный местными умельцами по французской лицензии "Фарман-IV". Его мощность была всего лишь в... 50 лошадиных сил (в современных лайнерах — десятки тысяч лошадиных сил). В 1930-е на авиазаводе наладили производство легендарных ночных бомбардировщиков По-2 времен Великой Отечественной, а в наше время предприятие "Одесавиаремсервис" занимается капремонтом современных боевых самолетов МиГ, Як, а также модернизацией самолетов L-39C.

"МЕРТВЫЕ ПЕТЛИ" ОТ "МАЛЫШЕЙ"

Настоящие чудеса пилотирования показали и модели самолетов. "Авиамалыши" с ленточками на хвостах проносились над головами зрителей и даже делали "мертвые петли"! По словам одного из энтузиастов самолетного моделирования Сергея, они могут выполнять фигуры пилотажа более сложные, чем настоящие самолеты. Но летают недолго — слишком маленькие бензобаки.