В районах добычи янтаря за каждый квадратный метр борьба идет не на жизнь

24 марта 2016, 21:47
Кровавые побоища и перестрелки уже никого не удивляют

Янтарные войны. В районах, где добывают солнечный камень, за каждый квадратный метр борьба идет не на жизнь. Кровавые побоища и перестрелки тут уже никого не удивляют. У каждого третьего есть оружие. И старатели готовы защищать "свою территорию".

Село Обыще Житомирской области. О том, что едут журналисты, старателей предупредили дозорные – так называемые "фишкари" – потому на месте добытчиков – не более десятка. Сниматься не хотят, что нарушают закон,  знают.

Еще несколько лет тому назад эти столбики обозначали границу между земельными паями местных селян. Теперь же здесь не вырастишь ни картошку, ни пшеницу – вся территория изрыта ямами. И напоминает, скорее, термальные источники. Правда, вода в них – холодная

"Янтарная лихорадка" охватила всех – работают на приисках и женщины, и дети.

"Только в Олевском районе десятки тысяч людей задействованы так или иначе в добыче янтаря. А в частности, если взять Волынскую, Ровенскую и Житомирскую области – то, я думаю, 150-200 тысяч человек занимаются янтарем", – сказал Александр Николайчук, активист, депутат Олевской райадминистрации Житомирской области.

За два года тут уничтожили 150 гектаров леса. В 10 раз больше – в Дубровицком районе Ровенской области.

 "Это все янтарная площадь. Классика жанра: государственное предприятие, добывает янтарь, но почему-то банкрот. А на том же месте, где было предприятие, старатели работают годами и зарабатывают", – говорит Александр Задорожный, заместитель главы Дубровицкого районного совета.

Услышать, где работают старатели, можно по гулу мотопомп.

Средний заработок – около тысячи гривен за 12-часовую смену. Чужаков тут не любят.

Вот так – со стрельбой – воевали за янтарные земли в июле 2015-го с Нацгвардией. Ее прислал президент – для стабилизации ситуации. Вскоре  в Дубровицком районе сменился начальник полиции.

"За 4 месяца у меня тут было  убийство, угон, разбой, тяжелые телесные", – сказал Степан Царюк, начальник Дубровицкого райотдела Национальной полиции.

Степан Царюк признается, тут – сложнее, чем на войне на Донбассе. "Янтарные бароны"  на угрозы не скупятся.

За клондайки идут настоящие войны. Накануне в селе Ельно около сотни людей с оружием  выясняли, кто будет мыть янтарь на этой территории. Два человека были ранены, 10 получили травмы.

Руководство области просило ввести Нацгвардию, но это может только накалить обстановку – предупреждают местные правоохранители и активисты. Уверяют, единственный выход – узаконить добычу "солнечного камня".

"Если у людей забрать возможность добывать янтарь – люди восстанут, это будет социальный взрыв. Считали, что если на правильные рельсы поставить – можно только в бюджет района около 200 миллионов направлять ежегодно. Чтобы вы понимали – бюджет Олевского района – это приблизительно 23 миллиона в год. С которых 78% – это дотация", – добавил  Александр Николайчук, активист, депутат Олевской райадминистрации Житомирской области.

Пока же эти баснословные деньги – текут в карманы добытчиков. Большая часть – не тем, кто часами по колено, а то и по пояс – в воде и грязи.

Эту и другие новости вы можете посмотреть в выпуске информационной программы "События" на канале "Украина".