В вузы по-новому: взятки выше, схемы сложнее

24 июля 2009, 07:05
"Сегодня" узнала: в вузах продолжают брать взятки, более того, они выросли.

Ключевой момент. Многие абитуриенты с высокими баллами из-за льготников не находят себя в списках. Фото С. Ваганова

Несмотря на заверения чиновников, что тестирование положит конец коррупции при поступлении в вузы, оставленная лазейка в виде льготников, которые гарантированно получают студенческий билет, дает возможность для махинаций. Причем, поскольку риски нынче больше, то и цены значительно выросли. Кроме того, на рынке "поступательных услуг" орудуют мошенники, предлагая решить вопрос: деньги берут, но ни с кем не договариваются.

По этому поводу к нам в редакцию уже обратилось несколько родителей. "Мой сын поступает на экономику в один из престижных вузов. По баллам он проходил, но в последний момент, нам сказали, что взяли много первоочередников (медалисты, победители обычных олимпиад, жители горной местности, дети из многодетных семей и т.д.), но за $12 тысяч нам предлагали получить этот самый статус. Мол, вечером деньги, утром поступление. В общем, я в ужасе, а сын в депрессии, он же верил во всю эту систему, что она честная. А выходит: набрал почти 400 баллов — не может поступить туда, куда хочет", — рассказывает Елена, сын которой поступает.

Реклама

"Я в этом году поступаю в ведущий вуз Украины. Мои родители очень боялись, что я не поступлю, и нашли человека, который готов за $11 тысяч пристроить меня, причем на контракт. Но гарантий он не давал, и мы отказалась", — рассказывает нам абитуриентка Анна.

О том, что поступить за деньги все еще можно, говорят и работники самих вузов. Правда, уточняют, что единственная реально работающая нынче коррупционная схема — это получение липового свидетельства льготника. "Коррупция после введения тестирования сократилась на 90%. Но появилось много липовых "льготников", которые обходят вузы и пытаются сделать себе ненастоящие справки, например, об инвалидности. Появилось много фирм, готовых делать такие документы. Их представители стоят возле приемных комиссий и предлагают свои услуги", — рассказывает нам замдекана одного из ведущих столичных вузов Константин.

"Сегодня" решила проверить на себе, возможно ли купить липовую справку. За 10 минут необходимые телефоны мы нашли в интернете. Позвонили по указанному на сайте номеру и представились мамой абитуриентки. Нам сообщили, что справку об инвалидности сделать можно, но очень непросто. Главная сложность: внести информацию в базы данных. "Конечно, вы как мама, наверное, пойдете на все, чтобы ваш ребенок поступил. Но будьте готовы, что такая справка будет очень дорогой — более $10 тысяч", — рассказал нам мужчина.

Реклама

Ректоры вузов говорят, что взяток в этом году нет (кроме липовых льготников), а те, кто зарабатывают на поступлении, — мошенники. "Они находят людей, которые готовы платить за гарантию, что их чадо будет учиться. А потом все просто. Мошенники берут деньги с родителей, обещая договориться в вузе. Впоследствии они ничего не делают. Правда, в этом году у нас слишком много льготников. Не думаю, что все настоящие... Но это уже проблемы правоохранительных органов", — рассказывает нам ректор Тернопольского госпедуниверситета Владимир Кравец.

"ЛЬГОТНИКОВ В ПРОШЛОМ ГОДУ БЫЛО МЕНЬШЕ"

Леонид Губерский, ректор КНУ им. Шевченко, обеспокоен нынешней ситуацией:

Реклама

— В этом году на 2481 плановое бюджетное место к нам поступило 23 774 заявления. Около тысячи — это льготники, которые имеют право на поступление вне конкурса. Есть группа специальностей (журналистика, экономика и т.д.), где количество льготников в 1,5 раза превысило количество бюджетных мест. Самое неприятное, что, как показал наш анализ, у большинства льготников сумма баллов намного ниже, чем у тех, кто идет на обычной основе. И нам приходится отказывать тем, кто набрал от 190 до 200 балов.

— В прошлом году ситуация была хуже?

— Нет, льготников было намного меньше. К тому же сейчас все ректоры обеспокоены тем, что велико количество поступающих, которые пришли с различными справками, и некоторые из них, к примеру, что ребенок — инвалид, были выданы буквально в апреле!

— Вы их проверяете?

— Нет, у нас нет ни людей, ни возможностей, ни полномочий. Справки разные, выдаются врачами и больницами различного уровня. Но в министерстве уже обратили на проблему внимание, обещали подключить соответствующие органы.

— Что будете делать?

— В этом году, чтобы дать возможность учиться детям, набравшим большое количество баллов, будем просить дополнительные бюджетные места у министерства. Согласие на это уже получено. Но уже сейчас мы сформулировали наши предложения по внесению изменений в правила приема на следующий год и считаем, что должны быть введены квоты, чтобы льготников в вузе было, к примеру, до 25%.

Александра Ветра, Ирина Соломко