Ветеран Афганистана: "Они не вспоминают, что убивали наших, а наши – их"

11 февраля 2014, 07:40
25 лет без войны. В Кабуле по-прежнему стреляют, а душманы соревнуются в знании русского мата

Хирург Герасименко. Прошел Афганистан дважды, и больше не хочет. Фото из личного архива

На этой неделе, в субботу, ветераны Афганистана отметят юбилей: ровно четверть века назад из этой республики были выведены советские войска. "Сегодня" разыскала афганцев, которые воевали в стране в далеких 1980-х, а потом, спустя годы, вернулись в Афганистан уже просто в командировку. 

ФЛАГИ НЕ ПОДНИМАЮТ. Один из таких смельчаков — днепропетровский хирург Евгений Герасименко, которому недавно исполнилось 50 лет. Не так давно он вернулся домой из Афганистана: нам он признался, что в третий раз испытывать судьбу не собирается. "Ситуация в Афганистане никогда не была благоприятной. Первый раз я там был в 1984-м, когда война была в разгаре. Мне было 23 года, и меня направили туда после окончания военно-медицинского факультета в Самаре. Три месяца я там "висел на крючках"  — так говорили о тех, кто был ассистентом на операциях. Во второй раз мне там довелось побывать несколько лет назад в качестве командированного от Украины хирурга. Но, когда я приземлялся, ощущение было такое, что я был здесь совсем недавно: появилось такое же чувство тревоги и страха, как и 20 лет назад. А один из летчиков поприветствовал меня словами: "Добро пожаловать в никуда".

Реклама

Особо в Афганистане за годы относительного спокойствия ничего не изменилось, говорит Герасименко: когда они прибыли в Кабул, аэродром обстреливался, а базы иностранных миротворцев, контингент которых все еще находится в стране, размещаются там, где в 1980-х базировались советские войска. "Существует такой обычай, — рассказывает Евгений Герасименко.  — Когда погибает военнослужащий-миротворец, флаг над базой его страны приспускают. Так вот, за 7 месяцев командировки я не видел, чтобы флаги над базами вообще были подняты! А я, вместе с другими медиками, сделал около 250—300 операций местному населению — лечили в основном переломы, хотя попадались и жертвы боевых действий".

По словам бывшего афганца, большинство аборигенов остались хорошего мнения о русских, несмотря ни на что. "Однажды я зашел на рынок в Кабуле. И сказал, что я шурави — то есть, бывший советский воин. Торговцы сразу оживились, начали наперебой демонстрировать мне свое знание русского языка и самых козырных слов — матерных, етественно... " — смеется Герасименко. На вопрос о том, поедет ли еще в Афганистан, Евгений ответил так: "За все время пребывания нас раз 15 обстреливали. Мы по 2—3 часа сидели в бомбоубежищах. Больше испытывать судьбу я не хочу".

ДОМ УЖЕ НЕ ЗДЕСЬ. Но, несмотря на сложную ситуацию в Афганистане, некоторые украинцы не спешат возвращаться оттуда домой. Как рассказал нам афганец-ветеран Василий Бойцов, некоторые его коллеги, которые в Украине считались пропавшими без вести, спустя многие годы возвращались. Но потом уезжали обратно в Афганистан — здесь, на родине, они уже чувствовали себя чужими. А там у них оставалось все, что для них действительно важно — дома и семьи.