Victoria Museum исполняется год: платье от иконы, "невидимые" броши и веера вместо соцсетей

17 июня 2018, 05:42
В музее Викторианской эпохи к платьям прикасаются только в перчатках и дают им время на "релакс"

В залах музея. Удобный свет, бронированные стекла, микроклимат — все оборудовано на должном уровне

На днях исполнился ровно год киевскому Victoria Museum — музею костюмов и стиля Викторианской эпохи, единственному в Украине.

В нем представлены уникальные наряды европейской эпохи XVIII—ХIХ веков! Сам музей занимает два этажа в старинном киевском особняке (отреставрированном практически с нуля), оборудованном по последнему слову музейного дела: бронированные стекла, микроклимат и правильный мягкий свет. Мы отправились туда, чтобы своими глазами увидеть, как одевались люди во времена одной из самых романтичных эпох в истории.

Реклама

Визитка

У каждого музея есть как свои рядовые экспонаты — честные труженики, тянущие лямку службы, так и обязательный "гвоздь программы" — визитная карточка собрания.

Лицом Музея Виктории (назван по имени организатора музея и по времени, которое он отражает) являются два наряда: 150-летнее британское платье в клеточку и подвенечное платье от Уорта, выполненное из атласа дюшес (разновидность атласа, но с более жесткой фактурой и высокой плотностью полотна) и шелкового тюля.

О первом платье более подробно читайте в интервью. А вот о наряде Уорта мы расскажем сейчас.
Имя Уорта сегодня слегка покрылось паутиной забвения. А ведь для мира моды он — настоящая икона и легенда!

Реклама

Чарльз Фредерик Уорт знаменит тем, что он более полувека был некоронованным королем парижской моды.

"Он первым придумал подписывать свои модели, пришивая к платьям ленточку со своим имением, — не скрывая восхищения, рассказывает об Уорте основатель музея Виктория Лысенко. — Он придумал кринолин, изобрел платье со съемными лифами, ввел в мир моды профессию манекенщицы".

Факт: в 2001 году платье от Уорта, принадлежавшее двоюродной праправнучке Джорджа Вашингтона, было продано с аукциона за $101 500!

Юбка музейного платья Уорта отделана букетиками флердоранжа — восковыми белоснежными цветками померанцевого дерева (померанцевый цветок — символ девичьей невинности). Невероятно тонкая работа, которая прекрасно сохранилась.

Реклама

Визитка. 150-летнее платье красуется на всех проспектах музея

Хрупкая нежность

Все старинные наряды после того, как поступают в музей, проходят период "релаксации". Их приводят в порядок: подшивают, отпаривают складки, восстанавливают утерянные пуговички и крючочки. К ткани прикасаются уважительно — исключительно в белых перчатках.

"Когда ставим платья на витрину, стараемся буквально не дышать! — смеются в музее. — Чтобы вы понимали: иногда одно платье (а порой они весьма тяжелые, как только девушки их носили?!) устанавливают на витрину в течение полутора часов!"

Витрины

Дорожные костюмы, вечерние платья, платья для прогулок, строгие сюртуки, нижнее белье — чего только нет в музее. Обувь сражает своими размерами — туфельки впору примерять Дюймовочке, изысканные платья шокируют своими строгими корсетами (в жару особенно сложно представить, как в это можно было добровольно себя втискивать). А вот мужская одежда интересна уже тем, что, влезая в нее, у вас тут же откуда-то берется королевская осанка, а подбородок гордо берет курс вверх! При этом совершенно не имеет значения, примеряете ли вы сюртук коллежского асессора или фрак для выхода в высший свет. Все-таки не зря говорят, что мужчину делает его костюм.

Кстати, обратите внимание: женские платья для путешествий немного короче обычных. Делалось это для удобства путешественницы, чтобы ей проще было садиться в экипаж.

Особенность женских нарядов того времени: встретить два одинаковых платья (кошмар всех светских львиц современности) было практически невозможно — вся одежда шилась под заказ и чаще всего и вручную.

Приятные мелочи

Не забыли в музее и о предметах обихода. Тут и веера, которые успешно заменяли в те времена... соцсети: на балах с помощью шифрованных сигналов веером молодые люди, пребывающие под строгим надзором, договаривались о свиданиях. Тут есть и театральные бинокли, записные книжки из слоновой кости, табакерки... Буквально недавно в музее оформили витрину брошей из гагата и фарфоровых брошей фирмы Лимож.

Материал гагат в те времена был в моде. Англичане искренне считали, что он может сделать человека... невидимым, а также укрыть от всех бед. Также этому камню приписывали свойство избавлять человека от страха.

А вот броши Лимож получили свое название от каолина, найденного в окрестностях города Лиможа во Франции. Эти броши чаще всего заказывала элита — их с гордостью носили особы голубой крови и члены королевских семей.

Венок

В музее также можно увидеть такую необычную вещь, как миртовый венок.

"При английском дворе миртовые венки были обязательным атрибутом при бракосочетании лиц королевской крови, — просветили нас в музее. — Этот обычай был введен королевой Викторией, которая собственноручно посадила у себя в садах крошечную веточку мирта, взятую из свадебного букета своей дочери, выходившей замуж за германского императора. Отросток прижился, и позже Виктория всегда вкладывала сорванную с него веточку в свадебный букет своей очередной дочери или внучки. До сих пор в букете каждой невесты британского королевского дома обязательно присутствует миртовая ветка из королевского сада".

Последняя свадьба — Меган Маркл и принца Гарри — также не обошлась без этого атрибута! Что ни говори, а в Британии умеют воздавать дань традициям.

Виктория Лысенко: "Музей начался с одного платья"

Основатель Victoria Museum — об уникальных нарядах прошлых веков, рождении музея и о том, где находит экспонаты

Музейному делу училась в Лондоне. Приобщает людей к красоте. Фото: Г. Салай

— Виктория, как и когда вы перешли ту грань, отделяющую коллекционера, — по сути, накопителя раритетов — от создателя частного музея, то есть человека, жаждущего поделиться своими сокровищами с другими?

— Вы будете удивлены, Александр, но я никогда не была коллекционером. Просто в какой-то момент я "заболела" желанием организовать некую современную площадку, музей, для показа различных коллекций. Дело в том, что я много бывала в заграничных музеях и, наверное, подхватила там этот "музейный вирус" (смеется).

При этом к делу я подошла, что называется, со всей серьезностью: училась музейному делу в Лондоне, проходила там практику. Но это было лишь полдела. Вы просто не представляете, как долго я искала саму площадку под музей. Это была целая эпопея! Дело в том, что если у вас нет своего помещения, то ни один уважающий себя коллекционер не даст вам для показа на арендованной площади свои сокровища.

Я пересмотрела какое-то совершенно невероятно количество зданий, пока не наткнулась на то, в котором мы с вами сейчас сидим (Бутышев переулок, 23). Спасибо тогдашнему владельцу: его явно ошарашил мой напор, и он уступил его мне. Я сделала в доме капремонт, вернула его к жизни.

— А как вы все-таки пришли к тому, что надо делать свой музей?

— Отчасти вынужденно. Когда у меня все было готово для открытия, за месяц "до" внезапно все договоренности... сорвались. По ряду причин — и, как вы понимаете, у каждого они были свои, и у всех, конечно же, очень объективные. В общем, это был шок для меня. И тут, как это часто бывает, почти случайно ко мне попало платье, с которого все и завертелось. С него началась история моего музея.

Это было темно-коричневое платье в клеточку Викторианской эпохи. Ему около 150 лет. Выполнено в стиле Балморал — название пошло от названия замка в области Абердиншир, частной резиденции английских королей в Шотландии. Оно было куплено у одного коллекционера. Это музейное платье. Видите ли, в мировых музеях есть такая практика: когда есть парочка схожих экспонатов, один из них продают, чтобы получить средства для покупки новых уникальных экспонатов.

Если честно, я не могу сказать, что это платье меня как-то поразило, что это была любовь с первого взгляда. Платье как платье, только старое. Но потом, когда я приводила его в порядок, — утюжила, распрямляла, — я с ним подружилась, поняла его, почувствовала... А где одно платье, там и другое. И я втянулась (смеется).

Похвастаюсь: у меня в музее есть наряды, которыми могут гордиться музеи с мировым именем! К примеру, платье House of worth — оно единственное подобное в Украине. Датируется 1903—1904 гг.

— А где вы находите свои экспонаты?

— Я не очень верю в бабушкины чуланчики. Поэтому покупаю на иностранных аукционах.

— У вас на витринах в основном одежда гражданская. Из военной — только один гусарский ментик.

— В свое время меня очень выручил коллекционер Алексей Шереметьев: он из своей коллекции предоставил ряд экспонатов, которые позже передал музею. В том числе и гусарский ментик. Так что, в каком-то смысле, он крестный отец музея.

А насчет одежды военной, то это моя позиция. Не хочу. Нам войны и так хватает. И я мечтаю, чтобы в моем музее люди просто любовались чем-то изысканным, тонким, красивым. Чтобы они могли оторваться от реальности и серых будней. Всю жизнь я работала, постоянно пахала, так что в какой-то мере мой музей — это моя отрада. Да, это тяжелое дело, и финансово, и морально. Но в то же время благодаря этому я встречаю интересных людей, могу держать в руках необыкновенные, уникальные вещи, ощущать их энергетику. Мне нравится думать, что благодаря моим усилиям кто-то тоже проникнется той эпохой.

— Какое основное направление вашего собрания?

— Исключительно Викторианская эпоха. Если бы вы меня спросили, в какое время я бы хотела жить, я бы ответила — в Викторианскую. Это было время без войн: наполеоновская уже позади, Первая мировая — впереди. Это расцвет промышленности. Это время мужчин, устремленных в будущее. Время женщин, которые тогда были по-настоящему женственными.