Виктор Корчной: "Сейчас в шахматах все покупается и продается"

5 июня 2008, 08:23
В свои 78 лет Виктор Корчной – человек, давший пощечину всей советской системе, победивший самого Команданте Че Гевару и имевший связь с "русской мафией" в Нью-Йорке продолжает играть в шахматы, радоваться победам и огорчаться обидным промахам.

Всегда готов. Энергии и остроумия Виктору Корчному не занимать, а шахматное мастерство по-прежнему с ним! фото А. Лесик

— Виктор Львович, в этом турнире вам довелось вновь после долгого перерыва встретиться за одной доской со своим противником — Карповым. Каковы ваши впечатления?

— Увы, свое участие в этот турнире считаю резко отрицательным. Сыграл я плохо, даже можно сказать, отвратительно. По качеству шахматных идей, которые я использовал, не добрал очка три. Это не значит, что я должен был выиграть турнир. Но в то же время, по моим наблюдениям, некоторые участники вообще без всяких идей играли и добились результата, они умеют быстрее двигать фигуры. Но это — быстрые шахматы, тут уж ничего не поделаешь. Если б мы играли в классические шахматы, то я бы посмотрел, кто кого. Но я обещаю, что в следующий раз сыграю лучше.

Реклама

— Складывается впечатление, что для вас, как для человека, уже сделавшего себе имя в шахматном мире, в подобных турнирах главное не победа, а участие?

— Ну что вы. Это олимпийский принцип, а я из олимпийского возраста уже давно вышел! Я участвую в подобных турнирах, и мне это нравится, пока участвую, до тех пор живу!

— Виктор Львович, сейчас стало модным ирать против комьютера, наверное, нет гроссмейстера, который бы не бахвалился своими победами над электронным мозгом? Вы играете такие партии?

Реклама

— Нет, я не играю против компьютера, я не умею играть с ним. Увы, не обучен. Сейчас обязательно знать, как он работает, получать информацию оттуда, а я не знаю и не умею. Вообще компьютеры рано или поздно убьют нормальные человеческие шахматы, их вторжение уже губительно подействовало на многих гроссмейстеров, которые перестали развиваться и нести шахматную мысль. Раньше они давали сеансы одновременной игры, а сегодня любой любитель может купить компьютерную программу и играть с машиной в зависимости от своего уровня. Для них это, конечно, неплохо, они могут спокойно учиться играть и развиваться, но ведь если подумать, то это подмена человеческих шахмат ненастоящими, машинизированными. Играя против компьютера, можно всегда прерваться или прекратить играть, если сделал неправильный ход. Я этого не приемлю... Ведь шахматы — это все-таки игра, ее нельзя остановить, когда вздумается.

— Шахматы всегда были очень политизированным видом спорта, вы, как никто, это должны знать. Как думаете, сейчас что-то изменилось?

— Конечно, сейчас шахматы стали коммерциализированными, все покупается и продается. ФИДЕ диктует свои условия. Вы думаете, почему везде открыты двери Веселину Топалову? Вопреки всем правилам и рейтингам? Он, конечно, талантливый шахматист, но его главный болельщик — президент Болгарии, и этим все сказано...

Реклама

ПОБЕДИТЕЛЬ ЧЕ ГЕВАРЫ

Виктор Корчной родился 21 марта 1931 года в Ленинграде. Уже в тринадцать лет на юношеском турнире в своем родном городе, играя вслепую со своим приятелем, мальчик привлек внимание опытного шахматиста, мастера спорта Батуева. Тот сам решил сразиться с пареньком. "Сыграли венгерскую партию, я продержался ходов шестнадцать, а потом зевнул и получил мат. Но гроссмейстер был доволен и сказал, что я стану великим мастером!" — вспоминает Корчной. А спустя еще десять лет все тот же Батуев, наблюдая ничейную партию Корчного с маститым Толушем, вновь напророчил юноше, но на сей раз — звание гроссмейстера.

Водить автомобиль экспрессивный и эмоциональный гроссмейстер бросил еще в Советском Союзе. Однажды Виктора Корчного, лихо катившего по Васильевскому острову на своей "Волге", угораздило попасть в аварию. И что особенно неприятно, жертвой наезда маститого шахматиста стала... машина ГАИ. "Права у меня не отобрали, но шум поднялся такой, что я решил никогда больше не садиться за руль", — рассказывает Корчной и добавляет, что до сих пор держит свое обещание.

В 1963 году, пребывая с визитом на Кубе, Виктор Корчной играл в шахматы с самим Че Геварой. Несмотря на уговоры кубинского руководства, в трех сеансах одновременной игры советский гроссмейстер разгромил легендарного Команданте, проявив свой несгибаемый характер. Кроме того, Корчной с другим знаменитым шахматистом Михаилом Талем умудрился загреметь в кубинскую кутузку за драку в одном из баров, куда шахматные гении пришли уже навеселе.

После побега из Союза коммунисты жестоко расправились с родными и близкими шахматиста. Сына Игоря, который учился в институте, моментально отчислили из вуза и как сына предателя упекли в тюрьму. Жена Белла вынуждена была влачить жалкое существование, а практически все друзья, испугавшись репрессий, отказались от общения и вычеркнули семью Корчных из круга своего внимания.

Чтобы вызволить свою семью из тюрьмы, Виктор Корчной обращался в разные инстанции, но везде ему отказывали и с почтением провожали до дверей. Наконец в 1981 году ему посоветовали обратиться к русской мафии в Нью-Йорке. Встреча с крестным отцом ничего не дала — мафиози, которого из-за особенностей характера называли Робином Гудом, помощи не обещал и денег не требовал. Но уже через три месяца семью гроссмейстера выпустили на свободу. По своим каналам Корчной узнал, что мафия к этому непричастна. Зато когда он в очередной раз прилетел в США, в аэропорту его встретил новый крестный отец и потребовал 40 тысяч долларов. Корчной мог выписать чек только но 8, после чего "аль капоне" обчистили карманы шахматиста и облегчили их на 1026 долларов.

УСТУПИВ В "МАТЧЕ СМЕРТИ", КОРЧНОЙ ПОЛУЧИЛ ЖИЗНЬ

В 1976 году, находясь на международном турнире в Амстердаме, Виктор Корчной, которого несколько последних лет жестоко критиковали на родине, заходит в полицейский участок и просит политического убежища. Однако уже спустя два года после побега из СССР Виктор Корчной и Анатолий Карпов встретились в финале Кубка мира в Багио в 1978 году. Пока весь мир наблюдал за шахматными сражениями двух гениев, за кулисами шла другая, еще более отчаянная борьба. Спортивное советское руководство всячески пыталось психологически уничтожить Корчного. Каждый день в своем почтовом ящике Виктор Львович находил десятки писем с угрозами антисемитского характера.

По словам самого Корчного, от результата поединка в Багио зависела его жизнь. "Прошло 12 лет после Багио, и однажды Таль, который тогда уже готовился к смерти, зная, что неизлечимо болен, увидев меня, подошел и поведал интересные подробности — он ведь входил некогда в команду Карпова. Он сказал: "Мы все очень боялись тогда за вас. Потому что если бы вы выиграли матч, вас бы физически уничтожили. К этому все было готово", — вспоминает гроссмейстер. Этот матч тогда в СМИ окрестили "матчем смерти". В 1981 году прошла вторая встреча Корчного и Карпова на турнире в Мерано. Любопытно, что и в Багио, и в Мерано не прекращались и битвы экстрасенсов, которые поддерживали обоих гроссмейстеров. Виктору Корчному помогала группа индийских йогов, Анатолию Карпову — группа парапсихологов во главе со знаменитым доктором Зухарем. В решающий момент советская сторона поняла, что победа Корчного близка как никогда. Тогда, при помощи спецслужб, группу индийских йогов тайно похищают и вывозят из города. Лишившись их поддержки, Корчной уступил решающую партию.