Власти отбирают у многодетной матери приемных детей

7 мая 2008, 10:23
Взяв опеку над тремя детьми, Эллада Махова вынуждена воевать за право воспитывать сирот.

Детский дом. В квартире идеальный порядок, дети сыты и хорошо одеты. Любят вечерами петь под мамин аккомпанемент . Фото С. Николаева

Не верится, что эта белокурая молодая женщина Эллада Махова из села Иванков, что под Борисполем — мать восьмерых детей: пятеро своих и трое приемных. Эллада — музыкальный педагог по образованию — уверена, что когда-то у нее их будет 15. Она из семьи заведующей детского сада и рабочего. Родители тоже из многодетных семей. Потому Эллада, по ее признанию, всегда знала, что будет многодетной матерью. С восемью детьми на руках она создала благотворительный фонд, шьет подвенечные платья, планирует купить огромный дом и открыть мини-пекарню.

Элладе сейчас 39, совсем молоденькой вышла замуж, но оказалось, что муж не хотел детей. Она родила Елисея, и муж ушел из семьи. А когда женщина узнала, что благоверный женился и на венчании сообщил, что жена скончалась, решила уйти в монастырь. Но вместо черного платка монахини старец благословил ее идти в мир и спасаться чадородием. Она приняла назад раскаявшегося супруга и родила еще троих — Серафиму, Прохора и Ефрема. Но даже дети не смогли уже спасти этот брак. Вторая попытка обрести счастье тоже оказалась неудачной. Супруг не хотел работать и был против, чтобы все дети жили с ними. И будучи уже беременной Гликерием, Эллада покинула и второго мужа.

Реклама

УКРАЛИ РЕБЕНКА. Когда Элле как многодетной одинокой матери выделили в Иванкове 4-комнатную квартиру (92 кв. м), она решила взять брошенного малыша. Но местные власти сказали, что отдадут Тимофея, только если она возьмет еще и цыганенка Васю, которого нашли на вокзале. Она согласилась, а через полгода служба по делам детей Борисполя попросила взять под опеку еще двоих родных братиков Тимы — Матфея и Прохора. И так у нее стало 9 малышей. "Конечно, приемные дети сильно отставали в развитии, а Матфей знал всего три слова: "Сука, гадюка и падлюка", — вздыхает мама. — Они не умели кушать и одеваться, не знали, что такое игрушки, а Вася даже испражнялся, где ему хотелось. Они постоянно клянчили таблетки, я думаю, что их в приюте успокаивали димедролом, у них страшные ломки были, приходилось обливать холодной водой и приводить в чувство".

ЛИШИЛИ ОПЕКИ. Через год цыганенок сбежал из дома, а когда его пытались забрать, кричал, что его там обижают и не дают кушать. "В то время я уже замечала странное поведение ребенка, даже проявление насилия к младшим детям и решила обследовать его в клинике", — говорит Эллада. Она обратилась в Бориспольскую службу по делам детей, которая дала разрешение на обследование в клинике им. Павлова в Киеве. Но вскоре мальчик попал прямиком в... детдом. Такое решение приняла Алла Шаповал, которая в то время возглавляла областную службу по делам детей. "Эллада Махова как опекун не имела права отправлять ребенка в такое заведение, не обследовав его у местных врачей", – сказала она.

У киевского коллеги — начальника киевской службы по делам детей Николая Кулебы — мнение было иное: "Эллада — опекун ребенка, а ее даже не предупредили о том, что этого самого ребенка забирают в приют. Опекун имеет право лечить детей в любой клинике Украины". Но это лишь мнение, от которого судьба ребенка, находящегося на неподконтрольной территории, никак не изменилась.

Реклама

Вслед за этим инцидентом последовал новый в том же духе — бориспольские власти решили Элладу лишать прав над всеми приемными детьми. Причину принятия такого решения ни в одной из служб нам не могут пояснить до сих пор, разъяснений нет и в официальных документах, которые мы видели своими глазами. Лишить, и точка. Получается, что вместо того, чтобы помогать людям, взявшим на себя обязанность воспитывать брошенных детей, власти изрядно мешают.

"Когда утром приехали несколько машин с чиновниками забирать детей, дверь я не открывала (проконсультировали представители комитета по защите прав детей при ООН), — вспоминает те дни женщина. — Потом пришла идея. Я посмотрела на фото своих деток — на нем они весело прятались в коробки. Тут же решила спрятать детей где-нибудь, и чтобы сделать это незаметно, вынесла детей из дому в больших сумках. Знакомый отвез нас в одну киевскую семью. Мы несколько месяцев прятались у них, пока я добивалась отмены незаконного постановления". Дойдя до Министерства по делам семьи, Элла добилась возврата опекунских прав. Вася пока остается в детдоме. Но Элла продолжает тайком видеться с Васей, говорит, что он скучает и называет мамой.

Соседи говорят, что Элла прекрасная мать. Директор иванковской школы Оксана Черноус, уверена, что "порядки в семье строгие, вседозволенности нет, Эллада хорошо справляется с родительскими обязанностями". Владимир Кононенко, возглавляющий Лигу приемных семей Украины, негодует: "Я тогда лично помогал Элле спасти детей. Такие конфликты между опекунами и службами очень часты. Знаю многих родителей, которые усыновляя сирот, отказываются от пособий — лишь бы не иметь никаких дел с государством. Это ненормально".

Реклама

ВЫПЛАТЫ НА ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ УВЕЛИЧАТСЯ. Ныне опекуны получают по одному прожиточному минимуму на каждого ребенка. В скором времени размер помощи может увеличиться. Во всяком случае, на сегодня депутаты ВР проголосовали за два законопроекта, касающихся выплат на детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

"Первый закон предлагает увечить выплаты на каждого ребенка, который находится под опекой в семьях граждан Украины, с одного прожиточного минимума до двух, — говорит Директор госдепартамента по усыновлению и защите прав детей Людмила Волынец. – Сейчас сумма помощи ребенка под опекой — около 500 грн., будет больше 1 тыс. в месяц. Второй законопроект устанавливает два абсолютно новых вида помощи семьям, которые усыновили ребенка-сироту. Такая семья получит такую же одноразовую помощь, как женщина, которая родила ребенка — 12240 гривен, независимо от возраста усыновленного малыша. А также будет полагаться ежемесячная помощь на каждого усыновленного ребенка до 18 лет — один прожиточный минимум. Иногда усыновители не хотят открывать тайну усыновления, тогда они имеют право не получать дотации, но в любой момент могут обратиться, и выплаты начнутся. Кроме того, одному из родителей-усыновителей будет предоставлен 3-месячный оплачиваемый отпуск. На сегодня 64 тысячи детей в Украине находятся под опекой, а 35 тысяч — усыновлены. Мы очень надеемся, что изменения в законодательстве активизируют процесс усыновления в Украине. Ждут своих родителей 102 200 сирот и детей, лишенных родительской опеки".