Военные полигоны в Украине и мире: ад для военнослужащих или еврокомфорт

25 марта 2018, 06:47
Обустройство военных ­полевых лагерей в Украине и за рубежом — почувствуйте разницу

Широкий Лан. В таких условиях приходилось жить и тренироваться бойцам ЗСУ. Фото: Facebook.com/С. Марков

На днях военный полигон Широкий Лан в Николаевской области оказался в центре скандала. Сначала одна из бойцов АТО опубликовала фотографии утопающих в грязи палаток, в которых были вынуждены ютиться резервисты, а спустя три дня на этом же полигоне вспыхнул пожар. Погиб один военнослужащий, семеро получили ожоги. "Сегодня" узнала, как происходит обустройство военных полигонов в лучших армиях мира и как этот вопрос решается в Украине.

Огонь и вода

Скандальные фото опубликовала в своем Facebook участница АТО Юлия Матвиенко (Белка) 9 марта. На них демонстрировались ужасные условия проживания военнослужащих на полигоне Широкий Лан в Николаевской области — армейские палатки практически плавали в грязи и лужах талой воды.

Реклама

"Ад на земле. Когда в следующий раз генералы будут спрашивать, почему люди не хотят оставаться на контракт, просто пусть представят, как хотя бы сутки там прожить", — описала ситуацию Матвиенко.

Фотографии вызвали резонанс. Кадры с Широкого Лана начали выкладывать в сеть и другие солдаты. На них картина была не лучше — огромные лужи и непролазная грязь возле палаток. Мощный резонанс сделал свое дело — спустя пару дней после публикации первых фотографий начала приходить информация об улучшении ситуации. Грязь вычистили бульдозерами, командование привезло песок и щебень, чтобы оборудовать дорожки между палатками, на полигон прислали полевую баню и пригнали цистерны с водой, чтобы солдаты могли как следует помыться и привести себя в порядок.

Однако 13 марта на Широком Лане приключилась новая беда: в одной из палаток вспыхнул пожар. Погиб 22-летний военнослужащий 92-й отдельной механизированной бригады Игорь Хаванец, и еще 7 человек получили ожоги. От палатки ничего не осталось. По словам все той же Юлии Матвиенко, трагедия произошла в 4 часа утра из-за попытки зажечь отсыревшие дрова в печке-буржуйке с помощью бензина. Бойцы пытались согреться после проливного дождя и ветра.

Советник министра обороны Юрий Бирюков напомнил, что заливать бензин в буржуйку запрещено правилами техники безопасности. Когда истопник попытался это сделать, произошла вспышка, огонь перекинулся на одежду бойца, тот в ужасе начал метаться по палатке.

Реклама

"Опрокидывает бутылку, опрокидывает буржуйку. Взрыв", — пояснил Бирюков.

Ситуацию с грязью Юрий Бирюков пояснил погодными условиями, при которых обильные снегопады в начале марта сменились оттепелью, превратившей степь в непролазное болото. При этом Бирюков покритиковал командование, которое вместо того, чтобы "организовать расчистку снега силами самих военных", принялось искать людей, "сливших" в интернет злополучные фото.Схожего мнения придерживается и полковник запаса Юрий Повх, но нарекает и на солдат.

"Отчасти действительно виноваты погодные условия, но здесь вина и самих солдат, которым было лень встать и поработать лопатой. Ведь невооруженным взглядом видно, что ничегошеньки не сделано. Я всегда свои палатки обкапывал сам, чтобы туда не попала вода", — отметил Юрий Повх.

Модульные городки

Как пояснил военный эксперт Михаил Жирохов, после начала боевых действий на Донбассе из-за нехватки казарм для военнослужащих полевые лагеря начали рассматриваться как места для проведения боевого слаживания подразделений, которые уходили на ротацию. На дискомфорт при этом никто не обращал внимания, поскольку работал советский принцип: "Солдат должен уметь стойко переносить все тяготы и лишения военной службы". Естественно, в зарубежных армиях таких проблем значительно меньше — все чаще армейские палатки заменяются специальными модульными домиками, а полевые лагеря оснащены всей необходимой инфраструктурой — электропитанием, душевыми, уборными и столовыми.

Автор этих строк бывал в таких модульных городках — в расположении ук­­раинского миротворческого контингента в Сьерра-Леоне и на американской базе BondSteel, где базируется украинское миротворческое подразделение из состава многонациональных сил KFOR в Косово. Военнослужащие проживали в легких домиках, которым не страшны ни дождь, ни сильный ветер, ни талая вода. В такой домик можно поставить кондиционер, как в Африке, либо электрообогрев, как в Косово, спать на нормальной кровати и совершенно не чувствовать себя в полевых условиях. Уборная, душевая с горячей(!) водой и столовая были оборудованы в таких же модульных конструкциях. На базе BondSteel в Косово обстановка была вообще практически домашней. Например, в армейской столовой на стене висел огромный телевизор, на котором можно было смотреть телепередачи по спутниковым каналам в отличном качестве.

Реклама

В армии США служба поставлена таким образом, что солдаты не должны думать ни о чем, кроме боевой работы. Поэтому караульную службу и охрану периметра американских полевых лагерей, как правило, несут не солдаты, а сотрудники частных военных компаний. Функции развертывания полевых лагерей возложены на Инженерный корпус. Эта организация насчитывает более 30 тысяч военных и гражданских служащих. Она действует с 1775 года. Инженерные войска армии США разделены на войсковые подразделения и подразделения резерва главного командования. К войсковым относятся инженерные батальоны дивизий и роты отдельных бригад. Они-то и делают жизнь солдат в полевых лагерях более комфортной.

При этом американские саперы занимаются не только развертыванием лагерей. Они ведут инженерную разведку местности, ремонтируют дороги, мосты, наводят понтонные переправы, помогают воинским частям маскироваться, проводят ремонт оборудования в полевых условиях, обеспечивают солдат водой и провиантом и даже помогают им штурмовать наиболее укрепленные позиции противника.

Работу американских военных инженеров, к слову, можно наблюдать и в Украине. В частности, военнослужащие инженерно-строительных частей ВМС США, известные как "морские пчелы", ведут строительство оперативного центра ВМС Украины в Очакове (Николаевская область). Этот центр предполагается использовать для планирования учений, которые в будущем будут проводить украинские военные моряки.

Процесс идет

Обеспечить такой уровень логистики, как в США, украинская армия пока не в состоянии — не хватает средств. К примеру, как пояснил Юрий Повх, один палаточный городок европейского качества, с хорошими палатками и тепловыми пушками, избавляющими от необходимости использовать пожароопасные буржуйки, стоит порядка 14 млн евро. В таком палаточном городке может поместиться один батальон численностью от 300 до 500 человек. Тем не менее, по информации источника из Минобороны, дело постепенно движется. В учебных центрах происходит улучшение жилищных условий для военнослужащих. В частности, такие процессы идут в учебном центре Сил специальных операций в Хмельницкой области, центре инженерных войск в Каменце-Подольском, Яворовском полигоне во Львовской области, в учебном центре "Десна", в Черниговской области и на том же Широком Лане. Так, на Ширлане продолжается строительство полноценного полевого лагеря, рассчитанного на 2600 — 4000 человек (уровень бригады). Правда, сдать этот лагерь в эксплуатацию планировалось еще до конца 2017 года, однако срок сдачи, скорее всего, откладывается до августа 2018 года. Михаил Жирохов также сообщил, что на территории полигона 169-го учебного центра "Десна" начался монтаж модульного городка, который будет подключен ко всем коммуникациям — электросети, водопроводу, канализации и автономному отоплению. Но когда всю нашу армию удастся расселить с комфортом, пока не знает никто.

Скоро. Ширлан уже приводят в порядок. Фото: mil.gov.ua