Война за льготы: президент предложил вместо депутатов содержать шахты, а сам оказался дороже парламента

10 августа 2007, 21:31
Ющенко нашел у нардепов 500 млн. льгот для народа, а нардепы у Ющенко – аж 856 млн.

Виктор Ющенко во время своего очередного телеобращения к украинскому народу в четверг сообщил, что нашел полмиллиарда гривен, на которые можно построить или 250 школ, или заложить 5 новых шахт, или поднять пенсии на 20%. Чтобы таким образом осчастливить граждан, президент предлагает забрать у депутатов Верховной Рады льготы именно на эту сумму (она расходуется, по словам главы государства, на бесплатные депутатские квартиры, транспорт, отдых, медицинские и социальные услуги).

Ранее Ян Берназюк, руководитель службы по обеспечения связи с ВР и Кабмином рассказал, что за 2007 год сумма расходов на содержание одного народного депутата Украины составляет 1,6 млн. грн. "Минимальная ежемесячная прибыль народного депутата составляет в среднем 23-24 тыс. грн. По его словам а, эта сумма состоит из следующих составляющих: должностной оклад народного депутата-члена комитета ВР 6 тыс. 109 грн, с учетом премий и надбавок – 13,5-14,5 тысяч гривен; оклад председателя комитета или подкомитета – 17 тысяч гривен. "Кроме того, ежемесячно каждый депутат получает дополнительно и тратит на свое усмотрение еще 10 тыс. грн. "на осуществление депутатских полномочий", – подчеркнул он.

ПРЕЗИДЕНТ ДОРОЖЕ. Как ни странно, инициативы президентской стороны в лагере коалиции встретили понимание, вкупе с некоторым удивлением. "Мы не против отмены льгот. Но вот у меня в руках три документа. Это законы о внесении изменений в закон о статусе народного депутата, принятые в разное время, – говорит депутат-"регионал" Василий Киселев, – Так вот, автором закона о предоставлении депутатам такой льготы, как бесплатная квартира или денежная компенсация за нее. Угадайте, кто ее автор? Турчинов! Далее, автором закона, касающегося предоставления парламентариям бесплатных путевок в санатории и бесплатного медобслуживания (его приняли в ноябре 2004 года, аккурат перед началом оранжевой революции) является "нашеукраинец" Николай Кульчинский. Он же и автор закона о нынешнем пенсионном обеспечении депутатов. Мало того, последний закон был подписан Ющенко в декабре 2005 года. Почему же он тогда не ветировал этот закон? И почему президент не выступает с инициативой отмены льгот своему аппарату, учитывая, что он обходится налогоплательщикам еще дороже – в 856 млн., при том, что парламент – 747?" – вопрошает Киселев.

А вот вице-премьер Дмитрий Табачник поддержал президентские инициативы и заявил о необходимости сокращения расходов на Кабинет министров в следующем году, предложив, однако, сделать тоже самое и Секретариату президента.

ДИНАМИКА. Как видно из инфографики, в последние годы серьезно увеличились увеличились расходы как на парламент, так и на главу государства. Причем, затраты налогоплательщиков на содержание Ющенко стали резко расти с 2006 года. По иронии судьбы, как раз с этого года президент потерял львиную долю своих полномочий (то бишь, по логике вещей, объем работы для него должен был уменьшиться).

"ПОСЛЕ ВЫБОРОВ ЛЬГОТЫ МОГУТ ОТМЕНИТЬ" Опрошенные "Сегодня" эксперты в один голос твердят, что тема ликвидации льгот для чиновников и нардепов, – предвыборный ход. "Президент просто подыгрывает НУНС и БЮТ, которые заявили, что отмена депутатской неприкосновенности и льгот – едва ли не главная в их избирательной кампании", – убежден политолог Владимир Фесенко. По его мнению, до выборов никто отменять льготы не будет, а вот парламент нового созыва может реализовать эту идею, дабы поднять свой рейтинг в глазах народа. Но если уже и говорить о полном отказе от всех льгот, то важно задуматься и о статьях в бюджете, которыми предусматривается финансирование Секретариата президента. "Почему-то, будучи нардепом, Ющенко ничего не делал, чтобы отменить свои же льготы. Сейчас же, будучи президентом, он требует снять льготы с нардепов, но при этом не хочет снимать льготы с самого себя", – добавляет политолог Владимир Корнилов.

МНЕНИЕ: НА БЮРОКРАТАХ ЭКОНОМИТЬ НЕЛЬЗЯ. Абсолютно понятно желание политиков (как пропрезидентской, так и пропремьерской стороны) набрать предвыборные очки на теме "борьбы с льготами" и "раскулачивании чиновников". Еще Ельцин в свое время на ней въезжал во власть, борясь с привилегиями партноменклатуры (до чего доборолся сейчас, видно всем). На самом же деле, ответственные политики должны не эксплуатировать совковые инстинкты масс, а сказать им правду — на бюрократах нельзя экономить. Кто пойдет работать на чиновничьи должности, в тот же аппарат Секретариата президента или Верховной Рады на 300—400 долларов? Либо непрофессионал, которого никуда больше не берут, либо вор. А потом мы удивляемся, отчего на подпись руководителям нашего государства ложатся документы, которые словно либо идиоты, либо предатели родины готовили. Даже зарплаты министров-депутатов-президента (3—5 тысяч долларов) нельзя назвать большими. Топ-менеджеры в частных компаниях получают куда больше. А для иногороднего нардепа-не бизнесмена с семьей 3000 долларов не оставляет вариантов, кроме как брать "на лапу" за законопроекты. Впрочем, при нынешней "дикутатуре" партий и угрозе потерять депутатство из-за перехода в иную фракцию, нардепы жалуются, что особо даже и на лоббизме не заработаешь (кого лоббировать приказывает начальство фракции, причем, зачастую, депутатам приходится это делать на "общественных началах"). Так что в парламент, при низких зарплатах, будут идти либо бизнесмены (за неприкосновенностью), либо безмолвные и безмозглые "кнопкодавы". О качестве депутатского корпуса и подготавливаемых им законопроектов в такой ситуации можно только догадываться.

Конечно, само по себе увеличение доходов чиновников не решит проблему коррупции и неэффективности госаппарата. Но, по крайней мере, позволит привлечь на "государеву службу" настоящих профессионалов, которые работать пойдут, а не задницу на стуле отсиживать либо взятки брать. А как это все сделать технически — вот как раз об этом и хотелось бы, чтоб вели дискуссию основные наши политические партии.