Волонтер: "Пленных держат для медиа"

20 апреля 2015, 08:17
Боевики вывозят заложников в РФ и звонят родственникам

Проблемы. Обмен пленными застопорился из-за неточных списков и раскачивания ситуации в стране. Фото: ТАСС

Процесс освобождения пленных застопорился. Крайний крупный обмен состоялся еще в начале апреля: тогда сепаратисты отпустили из плена 16 человек. А ведь, согласно Минским договоренностям, освободить всех граждан должны были до 5 марта.

Как рассказал "Сегодня" переговорщик Центра содействия освобождению пленных и заложников при СБУ Юрий Тандит, сейчас процесс обмена идет, но фрагментарно и медленно. "Группы людей освобождаются полевыми командирами в разных местах. Однако есть объективные причины, по которым процесс идет не так, как хотелось бы. Основная проблема в том, что есть трудности со списками, которые нам предлагает другая сторона, ведь не все люди, которых они просят вернуть, живые. А им кажется, что они живы, — пояснил Тандит. — Кроме того, тех людей, которые совершают преступления против целостности и независимости Украины, другая сторона считает просто гражданскими. Но как можно назвать гражданским человека, который за деньги вывозит на нашу территорию четырех диверсантов с оружием? Его задерживают вместе с диверсантами, но разве он гражданский, если совершил преступление".

Реклама

По словам Тандита из плена уже освобождено более 2,5 тыс. человек, еще около 300 находятся у боевиков и на территории РФ. Волонтер Виктор Майстренко рассказал "Сегодня", что вывозить украинцев в РФ нормальная практика на Донбассе. "Например, Сергей Рудник – гражданский. Он ехал вместе с женой одного из киборгов на Донбасс, чтобы забрать из плена солдата. Его взяли в плен в Горловке, прямо на въезде в город и сейчас он находится в Тихорецке Краснодарского края в СИЗО. Ему предъявили обвинение в незаконном пересечении границы. Интересно получается: в Горловке Рудника взяли — в Россию привезли, и он еще незаконно пересек границу", — возмущается Майстренко.

Волонтер добавил, что пленные для сепаратистов один из инструментов информационной войны. "Их содержат не для того, чтобы обменять на своих, а просто для раскачки ситуации внутри Украины, — говорит Майстренко. — Например, боевики звонят родственникам пленных и говорят, что для того чтобы отпустили их близких, нужно идти к ВР, Администрации Президента, Кабинету министров и другим административным зданиям и устраивать митинги. Такие звонки постоянные. До тех пор, пока пленные будут интересны медиа, их не отпустят".
Активист волонтерского движения "Восток-SOS" Анна Мокроусова пояснила, что в заложниках у боевиков остаются солдаты еще с Иловайска. "Условиях их содержания немного изменились. Пыток с той стороны стало меньше, но людей все еще продолжают избивать. Это конечно не тот период совершенного зверства, который наблюдался осенью, но пленные страдают", — резюмировала Мокроусова.